Posted 3 марта 2021,, 15:11

Published 3 марта 2021,, 15:11

Modified 30 марта, 12:13

Updated 30 марта, 12:13

Высокий спальный общепит: уайт флэт из кофеавтомата

3 марта 2021, 15:11
Ответ на вопрос, кому в петербургских новостройках есть хорошо, порой найти очень непросто. Впрочем, его, похоже, и не ищут.

Торговый центр на улице Латышских стрелков мне знаком с лета 2014 года. Тогда группа инвесторов намеревалась создать здесь комплекс из восьми разных ресторанов, призванный, по их мнению, ответить на любые гастрономические запросы новоселов. По прошествии почти семи лет в здании по-прежнему негде поесть, а единственный обломок «мечты гурмана» усечен вдвое.

Круассан. Март 2021, Улица Латышских Стрелков, 13.

«Мы погуглили этот уайт флэт, это такой слабый кофе», — две девушки машут «мобильным» кофе, подсаживаясь к третьей в тесном зале пекарни-кондитерской с французским названием. Зальчик без окон, стены местами выкрашены в лиловый, местами в ярко-синий, что, видимо, должно символизировать лаванду и море Прованса. Сходство с Францией на этом не кончается: круглых столиков воткнуто в десять квадратов штук шесть, плюс стулья.

Витринам с выпечкой и тортами в первом зале повезло больше: тут два окна и лишние пара метров. Логично: здесь торгуют навынос, и мало какая птица долетит до зала-закутка.

Флешбэк из 2014:
Группка людей с чертежами бродит по новому ТЦ, сверяясь с текстом: «Внизу пекарня-кондитерская, аналог„Волконского“, более демократичного формата. Только свой хлеб и выпечка, авторские торты и пирожные. В обед — сэндвичи, киши и салаты. Качественный кофе, завтраки. Формула ланча. Свежевыжатые соки и безалкогольные напитки. 5-6 столиков, прилавок-витрина для клиентов „с улицы“. Сюда можно прийти с детьми или отдохнуть от них за чашкой кофе. S=92 кв.м, 51 кв. м — кухня, 41 кв.м — зал на 30-40 мест».

Девушки продолжают пить «сторонний» кофе: местный из «Прованса» и впрямь оставляет желать. Да и здешний круассан роднит с французским разве что имя. «Волконский»?! Вы о чем?! Но — демократичнее.

Речь у аборигенок странная, будто мы не в Питере, а где-то в тайге — или это я совсем «олдскул», и теперь все так говорят? Узнав от них локацию кофеавтомата, выхожу наружу: нет, это не тайга. Это лес — человейников. Рядом — детская площадка, позади — типовой торговый монстр «Оккервиль», в торце которого и живет тот самый «Прованс».

Назад в будущее: табак, аптека, живое пиво

Обогнув здание, выхожу к фасаду на улице Латышских стрелков. На углу ремонт, дальше — магазин игрушек, потом — Академия единоборств, обнявшая с двух сторон вход в универсам «Реалъ» — в 2014 здесь «жил» SPAR.

Цветопотторг. Тоже в проекте был. Дальше — уникальная вывеска: «Табак, Аптека, Live Beer». В вертикальном порядке. А что — логично: покурил — выпил таблетку — пошел за пивом. Вход один на всех.

Флешбэк из 2014:
Группка людей продолжает сверять чертежи: «… новый амбициозный проект, преследующий 2 цели:
гастрономическую и досуговую экспансию в „спальном“ районе с полным охватом местной аудитории;
создание нового формата (для любой локации) 8 разных заведений, отвечающих любым запросам: на 2 этажах 1500 м² + сервис доставки + лаунж-зона на крыше.
1-й этаж: бистро на 40-50 мест, сервис внутри и навынос (аналог — „Сим-Сим“); пекарня-кондитерская; магазин разливного пива; суши-шоп, суши-бар и магазин: Япония и Паназия, 30-40 мест + суши и горячие блюда навынос (рис с наполнителями, контейнеры с супом и т. д.). Кухня - общая с бистро (138 м²). Доставка широкого охвата».

Ни бистро, ни суши на первом этаже найти не удалось. Тоже логично: по замыслу рестораторов кухня у них должна была быть общей. Нет одного — зачем делать другое? Но, может, на углу, где идет ремонт…

Все, что осталось от проекта — живое пиво, пусть его и уплотнили таким же крошечным зальчиком одного из сотовых операторов. Но пивовары изощрились уместить на нем и пару автоматов с готовым пенным напитком, и прилавок с разнообразными закусками — от орешков до пары дюжин видов сушеной и вяленой рыбы. Чисто. Стильно. И разметка дистанции на полу.

Ну что ж, время идти за «главным блюдом».

Шопинг-молл без фуд-корта: «За нами Питер» и Lifehacker

«Холл» второго этажа окружен потребительским раем в объемах среднего шопинг-молла. Считаем по кругу: женская одежда, зоомагазин с хрумкающими в витрине кроликами, танцевальная студия, страхование, бюро путешествий, школа единоборств — с йогой и кроссфитом, школа цифровых технологий «Робототехника» для детей, магазинчик посуды, детская изостудия, совмещенная с детской парикмахерской… В общем, много арендаторов — много арендной платы.

Флешбэк из 2014-го:
Еще из чертежей второго этажа ТЦ, где планировался настоящий «ресторанный рай»:
«1) Современный классический паб в английском стиле с деталями из реально существующего лондонского, хорошим выбором пива и добротной кухней в стиле «брассери» (224 кв.м + бар 26 кв.м), со входом через лавку (колбасы, хамон, сыры, масла, соусы, свежая паста и её изготовление).
2) Семейный ресторан casual+ (288 кв.м + бар-буфет) с хорошей кухней для новоселов, у которых ремонт, центр далеко, бистро надоело, в паб нельзя с детьми. Где поесть в ожидании мебели, где отметить день рождения? Нужен вкусный ресторан c хорошим шефом и сервисом — он станет «якорным» в проекте. Меню: кухня СССР — от оливье и форшмака до плова и пожарских котлет; или кухня мира «восток-запад»: луковый суп, паста, том ям, крем-брюле. Бизнес-ланч, детское меню, воскресные обеды по фиксированной цене. Гастрономические и винные дегустации. Общая кухня для всех точек 2-го этажа (и крыши?) — 434 кв.м.

Продолжаем считалку. Ремонт электроники, посуда Nice… Продажа и ремонт смартфонов…

И, наконец, единственная единица общепита: тот самый кофейный автомат Lifehacker — навороченная машина со сложным алгоритмом оплаты и стаканчиками с Q-кодом «для желающих открыть кофейню».

Изучать предмет не хочется. Хочется есть. Но — увы! Из предусмотренных проектом восьми едален выжила лишь та самая пекарня-кондитерская с французским названием. Но там я уже была, и больше не хочу.

Радуют сохранившиеся от проекта и даже приумноженные детские пространства — хотя и тут ради детской парикмахерской пожертвовали детским игровым рестораном. Но, в конце концов, дети — наше все. Вырастут — доедут до «Заневского каскада». Или пойдут домой есть борщ: ремонты у новоселов давно в прошлом.

А я могу снова сесть в машину и дорулить до «Заневского каскада» прямо сейчас — здесь всего-то пара километров. Так что, трем-четырем десяткам тысяч местных жителей (в эту цифру оценивали потенциальную аудиторию авторы несостоявшегося проекта) есть куда податься…

Вспоминать раздел о ресторанно-досуговой зоне на крыше — с шезлонгами, коктейлями и пальмами в кадках — зимой ни к чему, там снег, и воет ветер. Доживем до лета — увидим. А вдруг?!

Тамара Иванова-Исаева

Этой публикацией Росбалт начинает новый масштабный проект «Гений места», посвященный локациям и людям, которые делают безликие спальные районы петербургскими, а живущих там людей — петербуржцами. И начать мы решили с общепита, который нечасто становится настоящей гастрономией в окружении огромных жилых массивов.

Партнер проекта «Гений места» — отель «Введенский», продолжающий традиции петербургского гостеприимства.