eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Петербург

«Культура уже сильно пострадала, и тенденция продолжится»

Думать, что онлайн заменит живой концерт, могут только те, кто на нем никогда не был, уверен скрипач Сергей Стадлер.

16:32, 12.05.2021 // Росбалт, Петербург

Вводная картинка
© Фото предоставлено пресс-службой «Петербург-концерта»

В Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Шостаковича (Михайловская, 2) 19 мая состоится сольный концерт народного артиста России, художественного руководителя «Петербург-концерта» и главного дирижера Симфонического оркестра Санкт-Петербурга Сергея Стадлера. В программе вечера — концерт для скрипки с оркестром Бетховена, ««Из Экклезиаста» Брамса, «Кол Нидрей» Бруха.

Главное открытие — мировая премьера посвященного Стадлеру концерта для скрипки с оркестром композитора Юрия Шерлинга, который назвал свое творение «философской притчей сегодняшнего мира».

О художественных особенностях концерта Юрия Шерлинга, судьбе скрипача и надеждах на просветление после вынужденного культурного простоя в интервью корреспонденту «Росбалта» рассказал Сергей Стадлер.

— Сергей Валентинович, почему предстоящий концерт в Большом зале Филармонии — это большое событие?

— 19 мая состоится мировая премьера концерта для скрипки с оркестром Юрия Шерлинга, замечательного, маститого композитора. В таком жанре как концерт новые произведения появляются очень редко, впрочем, и не только в нем — это вообще касается всех хороших современных музыкальных произведений.

«Мультик увлекает, но это неживой материал» Дети живут в гаджетах, когда им нечем заняться, а в театре малышей с телефоном нет, уверена худрук «Театра у Нарвских ворот» Валентина Лутц.

Поэтому событие так важно и для Петербурга, и для России, да и для мира. Мне очень приятно, что концерт состоится в Филармонии. Моя жизнь связана с этим залом, и я считаю его одним из лучших в мире — и по внешнему виду, и по звучанию, и по значимости. Мы очень ждем премьеры. Концерт написан специально для меня — это сольная программа с оркестром. Также прозвучат произведения Бетховена и несколько романсов.

— А в чем художественные особенности сочинения Юрия Шерлинга?

— Сочинение написано со всем мастерством, с использованием всех возможностей скрипки, что встречается не очень часто. Стиль можно назвать конструктивистским: произведение состоит из трех частей: бурлеск, ноктюрн и токката. Программа идет без дирижера, что создает некоторые трудности. Но мы довольно часто играем в таком формате и подобное ансамблевое исполнение, как мне кажется, будет еще более интересным. Это концерт в старом значении, когда и солист, и оркестр находятся на очень высоких творческих позициях.

— В чем заключается уникальность скрипки по сравнению с другими инструментами?

— В скрипке присутствует очень большой элемент виртуозности, яркости в представлении музыкального материала, возможности для исполнителя раскрыться. Эти элементы очень ценятся в скрипичном искусстве, и выдающиеся мировые скрипачи всегда были и остаются виртуозами. Традиции идут еще от Вивальди, Паганини, романтических скрипачей XIX и XX веков. Крупнейшей фигурой в российской скрипичной музыке был Давид Ойстрах.

Россия вообще традиционно была скрипичной державой, поэтому появление нового и очень серьезного сочинения я бы назвал значительным и прекрасным событием.

— А с чего начинался Ваш собственный творческий путь? Вы выбрали свое призвание или оно выбрало Вас?

— Я родился в музыкальной семье. А выбор инструмента вообще всегда остается за родителями, так как серьезные занятия нужно начинать в пять лет. В это время маленький человек еще ничего не может выбрать.

Но судя по моей дальнейшей жизни, решение моих родителей оказалось удачным — я всегда любил музыку, не хотел заниматься чем-либо другим, и это продолжается уже пятьдесят четыре года. Мой путь был вполне традиционным: школа, консерватория, международные конкурсы. Сейчас их роль стала немного более скромной, но в те времена завоевать золотую медаль на конкурсе Чайковского для скрипача было все равно что победить на Олимпийских играх.

«Незнание освобождает зрителя от лишней информации» Покупая билет на спектакль, люди часто выбирают модное имя, не разбираясь, что им покажут, считает артист балета Юрий Смекалов.

Я продолжаю считать, что путь на большую сцену через международные конкурсы — это самый честный путь.

— Что Вы можете сказать о новом поколении скрипачей и будущем этой школы?

— Сейчас много людей играет на скрипке по всему миру, она не теряет популярности. Мне самому очень повезло с учителями: это была большая скрипичная школа. Я застал таких выдающихся музыкантов, как Давид Ойстрах, Леонид Коган, Михаил Вайман. Преемственность поколений не нарушается: я возглавляю образовательную программу скрипичного исполнения в Санкт-Петербургском университете и могу сказать, что будущее у этого жанра несомненно есть.

— Несомненно, катаклизмы прошлого года тяжело отразились на концертной деятельности и на культурной жизни Северной столицы в целом…

— В Петербурге это влияние, возможно, проявилось даже в меньшей степени, чем во многих других местах: мы уже давно играем концерты и спектакли в Эрмитажном театре, а вот Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, крупнейший театр, закрыт и неизвестно когда откроется — может быть, в сентябре.

Так что по культуре во всем мире нанесен огромный удар. Ей нужна защита и большая помощь во все времена, а уж в эпоху таких катаклизмов вообще трудно смотреть в будущее: как все будет восстанавливаться и в каком объеме.

В России обстановка немного полегче. Концерты происходят, мы ездим на гастроли в Москву, в залах довольно много зрителей. Но время очень сложное, и даже те люди, которые должны разбираться в ситуации, тоже сейчас находятся в большой растерянности.

«Искусство всегда разное, и к этой идее стоит привыкнуть» Кто-то искренне любит Contemporary Art, а для кого-то это квест, считает Анастасия Курехина.

Культура уже сильно пострадала, и тенденция продолжится. Ведь для многих людей в определенных кругах она вообще не является чем-то важным, для них это всего лишь одно из развлечений. Не могу сказать, что до пандемии все было безоблачно, но она многократно усугубила все имеющиеся проблемы.

— Говоря об изменениях, вызванных пандемией, нельзя не упомянуть онлайн-формат. Как Вы считаете, надолго ли он может заменить живое выступление или это временное, вынужденное веяние?

— Этот формат подходит скорее для разговоров и конференций, но концерт — определенный жанр, которому нужны условия: хороший зал, акустика, и люди приходят именно для того, чтобы слушать живую музыку, родившуюся в голове композитора.

То, что онлайн может заменить живое выступление, — несерьезный разговор для тех, кто на концерте никогда не был. Вообще интернет-формат существует уже давно, мы в любой момент можем найти кукую-нибудь интересующую нас запись на YouTube, и это хорошо в информативном смысле. Но как отдельный концепт искусства он существовать не может. Мы в оркестре не используем никакой лишней техники, потому что людям, любящим музыку, важен живой звук.

Беседовала Людмила Семенова


Нет сил читать? Смотри наши видео на Youtube

Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: -3°
Санкт-Петербург: -20°