Posted 9 июня 2021,, 11:32

Published 9 июня 2021,, 11:32

Modified 30 марта, 09:46

Updated 30 марта, 09:46

В тесноте и большой обиде: как школы становятся консервными банками

9 июня 2021, 11:32
Новые жилые районы в крупных городах разрастаются, но социальная инфраструктура появляется с огромными отсрочками.

Петербургские родители жалуются на перегруженность классов. Детей много, мест в учебных заведениях не хватает, а педагоги не справляются с нагрузкой. Пока новые жилые районы разрастаются, учебные заведения строят в последнюю очередь, да еще и с постоянными отсрочками. Как оказалось, проблема приобретает общероссийский масштаб.

За красивым фасадом

Северная столица славится ускоренной застройкой. Горожане получают ключи от заветных квартир, многодетным семьям выделяют жилье в муниципальных домах — чем не рай? Но создается только видимость благополучия.

Местные жители сталкиваются с нехваткой социальной инфраструктуры. В частности, обещанных учебных заведений в каждом квартале пока и близко нет. В результате дети ютятся в переполненных кабинетах. Так произошло, например, в Красносельском районе Петербурга.

Одна из последних построенных школ № 219 на улице Казакова открылась полтора года назад. Власти обещали, что в каждый класс распределят приблизительно по 25 человек, а в параллелях будет не более пяти детских коллективов. Однако уже осенью 2020 года в учебном заведении сформировали девять первых классов, а сейчас их число достигло одиннадцати. Причина простая: новые учебные заведения не строят, финансирование уходит в другие районы.

Так, в 2020 году в Приморском районе открыли двери две школы, а в 2021 году первых учеников примут еще пять.

Жителям же юго-запада приходится несладко, несмотря на кажущуюся внешнюю привлекательность района. С одной стороны, новостройки здесь растут как грибы, жилье сравнительно недорогое, а рядом зеленые зоны. Численность одного только Красносельского района достигла 413 тыс. человек — и постоянно увеличивается. С другой стороны, социальную инфраструктуру размещают неохотно, причем с постоянными отсрочками.

Например, в разросшемся ЖК «Балтийская жемчужина», в котором живет десятая часть жителей юго-запада, действуют всего две школы, и обе — с набором детей в два раза больше положенного. Петербуржцы внимают обещаниям чиновников и ждут учебное заведение на тысячу мест на Ленинском проспекте, северо-западнее пересечения ул. Доблести и ул. Маршала Захарова. И все же, несмотря на официальное признание объекта «первоочередным», власти еще только планируют включать его в инвестиционную программу на 2022–2024 годы, следует из ответов профильных комитетов, поступивших в распоряжение редакции. В этот период, если задумку одобрят в Смольном, инициируют разве что проектирование школы, тогда как дата ее постройки до сих пор под вопросом.

«В нашем районе постоянно строятся дома, и при покупке квартир обещают школы. В 2021 году должна была появиться одна такая, но сроки сдвинулись. В „Балтийской жемчужине“ борются уже пять лет, например. Мы хотим добиться ускорения строительства инфраструктуры», — отмечает местная жительница Екатерина Великанова.

Опережение в никуда

Проблему официально признают в Смольном. Так, детский омбудсмен Анна Митянина в марте указала на переполненность петербургских школ на 10% — не хватает 30 тыс. мест в общеобразовательных учреждениях. И цифра постоянно растет. Как следует из январского отчета Счетной палаты, основная причина — в темпах строительства жилья, «опережающих ввод объектов социальной инфраструктуры». Напряженная обстановка складывается во многих густонаселенных районах Петербурга и Ленобласти. Например, проблемными считаются Средняя Рогатка, Шушары, Кудрово и Мурино. Однако эта проблема — не удел одной только Северной столицы. Например, в Краснодаре детей предлагали сажать по трое человек за парту, а в Ростове есть классы под буквой «У».

«Учебное заведение не должно быть консервной банкой. Вот с чем необходимо бороться. Если ситуация не изменится, нас ждет катастрофа», — считает глава родительского комитета школы № 219 Татьяна Чичварина.

В Петербурге запущено несколько петиций с требованием ввести мораторий на жилую застройку. По словам депутата Заксобрания Петербурга Ирины Ивановой, проблемы копятся уже десять лет: частники бесконтрольно скупают землю зеленых и промышленных зон, сносят заводы, вырубают парки и на их месте размещают новые районы, в быту прозванные «человейниками».

«Почему сначала строят сотни тысяч квадратных метров жилья, а уже потом, в четвертую-пятую очередь, больницы, школы и детские сады? Может, давайте наоборот? Сперва инфраструктуру, а потом разрешение на ввод домов в эксплуатацию? Иначе проблема будет разрастаться как снежный ком, мы никуда от нее не денемся», — возмущается парламентарий.

Глава Правительства РФ Михаил Мишустин объявил о создании 640 тыс. дополнительных мест в школах. В ближайшие три года планируется распределить 145 млрд рублей. Средства зарезервированы в бюджете.

«Мы хотим, чтобы, как только деньги зайдут в Петербург, они не потерялись, а были сразу направлены на школы в качестве приоритетного проекта, — отмечает Татьяна Чичварина. — Да, сейчас оперативно проблему не решить, но в ближайшие два года — вполне возможно. Наше учебное заведение строилось всего девять месяцев, а значит, задача решаема».

Заложники ситуации

Тем временем родители детей, учащихся в школе № 219, фактически переквалифицируются в активистов. Еще полгода назад они выступили против уплотнения учебного заведения. В ход пошли письма обеспокоенных матерей и отцов, обращения в местную администрацию. Дело в том, что желающих получать образование в новой и подающей надежды школе слишком много. Учебные успехи, победы в олимпиадах, соревнованиях и творческих конкурсах — всего за один год учреждение на ул. Маршала Казакова отличилось по всем фронтам.

«У нас замечательный директор, который трепетно относится к организации процесса. Желающих учиться здесь так много, что родители, получив отказ, устраивают детей через конфликтную комиссию при отделе образования. Таким образом, к нам идут учащиеся не только по месту прописки, дети сотрудников, братья и сестры учащихся, но и многие другие. Остановить этот процесс не получается из-за требований закона», — рассказывает Екатерина Великанова.

Татьяна Чичварина, представляющая интересы родителей, подтвердила проблему и добавила, что учебное заведение поставило очень высокую планку, а педагоги занимаются с детьми после уроков — отсюда и успехи.

«Речь не идет о гонке амбиций. Мы видим настоящую заботу об учениках. Это очень важно, с учетом того, что здесь живут многодетные семьи, матери-одиночки и представители других социальных категорий», — отмечает Чичварина.

Пока в районе не появляется новая инфраструктура, школе приходится собственными силами решать проблему переполненности: оборудовать новые кабинеты, закупать учебники, расширять педагогический состав.

В конце мая руководство пошло на крайнюю меру — объявило смещение графика обучения для некоторых параллелей. В итоге с сентября ребята буду начинать занятия на несколько часов позже.

Некоторые родители возмутились произошедшему. Якобы «вторая смена» сведет на нет достижения учащихся, времени не будет хватать на кружки, спортивные, творческие секции и адекватную подготовку к учебе. Отцы и матери собрали 90 подписей и направили их детскому омбудсмену Анне Митяниной, местной администрации и комитету по образованию.

По словам сотрудника школы, пожелавшего сохранить анонимность, беспокоиться родителям не стоит, внеурочные активности перераспределят в течение дня. Представители родительского сообщества в разговоре с редакцией подчеркнули: директор — заложник ситуации, и пока власти не возьмутся за инфраструктуру, проблемы будут накапливаться.

«Родители объединяются, и речь идет не только о 219-й школе. С такой же ситуацией столкнулись жители более десятка микрорайонов на юго-западе. Это наша общая боль. Мы планируем отправлять письма во множество инстанций, пока не добьемся своего», — подводит итог Чичварина.

Никита Строгов