eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Петербург

Life in the Trash: семь фильмов о мусорных катастрофах

Не исключено, что одна из картин убедит вас в необходимости раздельного сбора или предостережет от покупки очередной юбки на распродаже.

10:15, 14.06.2021 // Росбалт, Петербург

Вводная картинка
© Стоп-кадр видео

Раздельный сбор — то, к чему рано или поздно придет каждый из нас, однако сейчас многие все еще находятся в стадии отрицания и непонимания. Разговоры о вторресурсах, переработке и контейнерах наводят тоску, а чтобы донести пластиковую бутылку до специального бака, нужно время, место, желание и… да что угодно, чтобы оправдать самих себя.

«Росбалт» сделал подборку самых убедительных и ярких фильмов о мусорных катастрофах в мире — быть может, один из них мотивирует вас начать копить макулатуру или предостережет от покупки очередной юбки по скидке в масс-маркете.

«Мусор», США, 2012, режиссер Кандида Брейди

© Стоп-кадр видео

Этот фильм прибавил оскароносному Джереми Айронсу еще больше поклонников — уже среди «зеленых». Картина начинается с того, что Айронс наблюдает планету откуда-то из космоса и отмечает, что «сверху не видно, что делает человечество на Земле, отсюда все выглядит прекрасно». Секунда — и он на огромной ливанской свалке, выросшей на одном из песчаных пляжей.

Сколько во всем мире в год выбрасывается бутылок, пластиковых стаканчиков и полиэтиленовых пакетов? Сколько свалок вокруг Пекина или Нью-Йорка? Сколько мусоросжигательных заводах в США и странах Европы? Что такое диоксины? Картина отвечает на все эти вопросы и предлагает всерьез задуматься о том, что модель перепотребления современного общества по-настоящему токсична.

Джереми Айронс вместе со зрителями отправляется в кругосветное путешествие от Исландии до Индонезии, чтобы пообщаться с местными жителями и экологами о том, что происходит.

«Реальная цена моды», Бангладеш, США, Камбоджа и др., 2015, режиссер Эндрю Морган

© Стоп-кадр видео

Документалка не для слабонервных. О том, как модная индустрия разрушает экологию и жизнь нуждающихся в странах третьего мира, умирающих на фабриках знаменитых брендов сегмента масс-маркет.

Режиссер демонстрирует подоплеку красивой картинки, которую лицезрит каждый из нас, наведываясь на выходных в торговый центр за очередной обновкой. Для того, чтобы вы, поддавшись влиянию модных блогеров, купили на распродаже очередную белую рубашку оверсайз и сменили ее спустя сезон, миллионы людей в Бангладеше, Индии и Камбоджи работают за три доллара в день на швейных фабриках. А сотрудники хлопковых ферм, где в безумных количествах выращивают хлопок для вашей рубашки, тем временем умирают от химикатов.

Фильм заставляет задуматься о смысле «фаст-фэшн», всеобщего консьюмеризма и о том, что пора бы уже поумерить аппетиты.

«Трагедия е-мусора», Испания-Франция, 2014, режиссер Козима Данноритцер

© Стоп-кадр видео

Жители развитых стран ежегодно вывозят на помойку порядка 50 млн тонн телевизоров, смартфонов, ноутбуков, планшетов, холодильников, стиральных машин и другого электронного мусора. 75% е-отходов мистическим образом пропадает из официальной статистики, минуя существующие пути утилизации и переработки.

Что происходит с «нелегальным» мусором и куда его везут, разбиралась Козима Данноритцер, которая провела масштабное расследование.

Пункт назначения — Гана, куда каждый день прибывают огромные суда с электронными отходами из стран первого эшелона. Что делают с ними местные жители и как это влияет на их здоровье и экосистему страны?

«Вода в бутылке», США, 2009, режиссер Стефанни Сохниг

© Стоп-кадр видео

Сколько литров воды каждый из нас выпивает в день? В любом случае это мало — нутрициологи в один голос призывают пить больше и больше. Некоторые предпочитают бутилированную воду, надеясь на то, что извлекают больше пользы для своего организма. Что, если это не так?

Создатели фильма решили рассказать о том, как производится бутилированная вода известных брендов, посетили фабрики, изучили производство и сами бутылки. Выяснилось, что в 40% протестированных экземпляров оказалась обычная отфильтрованная вода из водопровода. А в самом пластике — целая таблица Менделеева с канцерогенами в главной роли.

И пока производители бутиллированной воды действуют как настоящие диверсанты на собственной планете, 7 млрд людей продолжает каждый день выбрасывать 30 млн бутылок в мусорное ведро…

«Мусорная Мандала», Италия, 2015, режиссеры Аллесандро Бернард и Паоло Черетто

© Стоп-кадр видео

Непал, Гималаи и Катманду… От названий веет экзотикой, буддизмом и мощной природной энергетикой. На самом деле, не совсем — в последнее время единственное, что источают эти локации, по крайней мере, для местных жителей — это ужасное зловоние. Все дело в том, что в Непале полностью отсутствует система по сбору и утилизации мусора, что уже давно привело к захламлению красивейших мест планеты.

Но есть и луч света в этом темном царстве: в 2011 году нашелся доброволец, решившийся положить конец разрастающейся свалке. Местный активист набрал команду, дал ей гордое название «Зеленые воины» и стал выходить на поле битвы с мусором каждую субботу. Эта картина о нем — о его упорстве и целеустремленности, о его надежде на чистую родину.

«Мусорные мечты», США, Египет, 2009, режиссер Май Искандер

© Стоп-кадр видео

Что, если бы ваше благосостояние зависело от количества отходов в мусорном ведре? Что, если бы от него зависела судьба всех ваших соседей? Картина повествует о троице парней, которые живут в так называемой «мусорной» деревне на окраине Каира в Египте. 60 тыс. односельчан работают плечо к плечу — с мусором и в мусоре — и благосостояние их семей зависит именно от переработки 80% всех собранных отходов.

Эти люди, как и жители других городов-спутников Каира, вынуждены заниматься не самой привлекательной работой, так как в самой столице системы сбора утилизации попросту не существует. Однако этих трех мальчишек пока все устраивает — и их искренняя история просто не может не трогать.

«Свалка», Бразилия, Великобритания, 2010, режиссеры Люси Уокер, Карен Харли, Жуан Жардим

© Стоп-кадр видео

Жардин-Грамашо — именно такое название больше тридцати лет носила самая крупная свалка в Латинской Америке. Долгие годы горы мусора на берегу залива Гуаабара в солнечном Рио-да-Жанейро разрастались вширь и ввысь, ежедневно прирастая девятью тыс. тоннами мусора. Наконец, Жардин-Грамашо накопила больше 70 миллионов тонн твердых отходов.

Режиссеры решили показать зрителям жизнь сотрудников огромного мусорного полигона — кстати, после закрытия свалки в 2012 году работу потеряли около 1700 человек. Бразильские власти выплатили каждому около семи тысяч долларов в качестве компенсации и предложили курсы бесплатной переквалификации.

В картине принял участие художник Вик Мунис, который пытается «написать» серию портретов обитателей свалки, катадорес, при помощи мусора.

Анжела Новосельцева

Нет сил читать? Смотри наши видео на Youtube

Статьи

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: +20°
Санкт-Петербург: +24°