Posted 29 июля 2021,, 09:20

Published 29 июля 2021,, 09:20

Modified 30 марта, 08:30

Updated 30 марта, 08:30

Все, что нужно знать об антителах к коронавирусу

29 июля 2021, 09:20
Иммуноглобулины — защитники организма. Разбираемся, как они работают, какое количество считать нормой и почему кому-то их не достается совсем.

Антитела, также известные как иммуноглобулины, защищают человека от атак внешней среды. И все же новый коронавирус, захвативший планету более полутора лет назад, до сих пор до конца не изучен, а потому работа иммунитета в борьбе с инфекцией вызывает множество вопросов.

Как работают антитела? Что покажет тестирование? Какой уровень иммуноглобулинов — нормальный? Обязательно ли их проверять до вакцинации? Почему антитела не всегда вырабатываются? И как в таком случае себя защитить? Отвечаем на эти и другие вопросы.

Означает ли наличие антител, что у человека есть иммунитет?

Да, в той или иной степени, и этот вывод справедлив также по отношению к коронавирусу, отмечают во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Сегодняшние исследования подтверждают, что после инфицирования SARS-CoV-2 вырабатываются специфические для инфекции антитела. И все же их уровень разнится. Так, у бессимптомников замечают меньшую концентрацию иммуноглобулинов, а значит, более слабый иммунитет, уверены эксперты ВОЗ. Увеличиваются риски повторного заражения и более тяжелых форм инфекции.

Как образуются антитела?

Человек ежедневно сталкивается с бактериями, вирусами и другими патогенами, которые могут ударить по организму. В ответ на угрозу клетки иммунной системы выделяют крупные глобулярные белки плазмы крови — те самые антитела. В ВОЗ их удачно сравнивают с солдатами, готовыми выйти на борьбу с конкретным «захватчиком», и его сперва нужно распознать. Для этого требуется время, а потому антитела вырабатываются не сразу, а значит, есть риск заболеть.

Впрочем, иммуноглобулины появляются не только после болезни, но и по итогам вакцинации, что намного безопаснее из-за ослабленной формы патогена.

«Антитела предназначены для нейтрализации в организме чужеродных клеток: бактерий, вирусов, паразитов, грибков, ядов», — резюмирует врач-инфекционист Анастасия Турова.

Бывает, что антитела, сформировавшиеся после одной из инфекций, помогут в борьбе с другой?

Да, но редко, считают в ВОЗ. Патогены должны быть очень похожи друг на друга.

Лаборатории предлагают разные тесты на антитела. Как определиться?

Когда патоген проникает в организм, вырабатываются антитела IgM, подтверждающие заболевание в активной форме. Позднее о себе дают знать иммуноглобулины IgG, которые означают, например, что недуг ушел. Комбинация тех и других белков поможет понять, что творится в вашем организме.

«Если вы привились и хотите знать, есть ли у вас иммунитет, сдайте кровь на антитела к коронавирусу (S-белок) IgG количественно, не ранее чем на 42-й день после первой вакцинации. Иммуноглобулины на месте? Значит, прививка эффективна. Чем выше количество, тем лучше, — рассказывает Турова. — Если же вы хотите уточнить, переболели вы, болеете сейчас или выздоравливаете, сдайте кровь на антитела IgM и IgG. +IgM и -IgG говорят о возможном активном заболевании или недавнем инфицировании. +IgM и +IgG указывают на выздоровление, позднюю инфекцию. -IgM и +IgG означают выздоровление, когда формируется иммунитет».

В России распространено более 100 тест-систем, каждая со своей чувствительностью и методикой определения антител. Врач советует расспросить в лаборатории, в чем особенности их оборудования. Важен критерий специфичности — способность выявлять те антитела, которые касаются конкретного патогена. Важен и показатель чувствительности.

«Необходимо сдавать тест на антитела к спайковому S-белку коронавируса. Хорошо зарекомендовала себя, например, тест-система „Вектор-Бест“, которая предназначена на периоды до и после вакцинации „Гам-Ковид-Вак“, „Спутник лайт“ и „КовиВак“. А вот на „ЭпиВакКорону“ она не срабатывает», — уточняет Турова.

Стоит ли проверять уровень антител перед вакцинацией от коронавируса?

Не обязательно, даже если количество иммуноглобулина фактически окажется высоким. К такому мнению склоняются как во Всемирной организации здравоохранения, так и ведущие ученые.

«Нет смысла говорить о „перегрузке“ или „угнетении“ иммунитета, задача — получить напряженный иммунитет, который защитит от вируса. Много хорошего, как говорится, не бывает», — рассказывает директор Центра глобальной вирусологической сети, адъюнкт-профессор Университета Джорджа Вашингтона Константин Чумаков.

По словам инфекциониста Туровой, контроль уровня антител — выбор каждого человека, поскольку Минздрав не требует тестирования до и после вакцинации.

А если человек переболел совсем недавно и решил привиться?

Это не повредит, считает биолог Чумаков. По его словам, иммунитет после естественного заражения не так хорош, поскольку вирус может подавлять иммунную систему, а значит, сокращается число антител. Вакцинация способна исправить положение, а с учетом циркуляции новых штаммов совсем неплохо поддерживать организм в тонусе, считает эксперт.

По мнению ведущего научного сотрудника Института клинической и экспериментальной медицины Александра Чепурнова, проверка антител, однако, поможет определиться, можно ли еще немного подождать. Так, «Спутник» известен неприятными эффектами после прививки, например, повышенной температурой и ломотой в теле, переживать которые не каждый захочет.

«В нашей стране уже сотни тест-систем, позволяющих определять антитела. По одной из них максимальный показатель составляет 18. Раньше я считал, что если у переболевшего человека со временем цифра упадет до 4-5, то пора вакцинироваться. Теперь, когда циркулируют новые штаммы, я бы решился на этот шаг при показателе меньше 10. Но в любом случае для меня лично этот момент не настал. У меня после заражения коронавирусом до сих пор очень высокий уровень антител, а подхватил инфекцию, я кстати, осенью 2020 года», — отмечает Чепурнов.

Не хочу проверяться на антитела, но и спешить на вакцинацию тоже. Когда — тот самый момент?

Устойчивый иммунный ответ сохраняется в среднем полгода после перенесенной инфекции — по итогам прививки или естественного заражения. Поэтому Минздрав и органы здравоохранения других стран рекомендуют прививаться через шесть месяцев.

Какое количество антител после коронавируса считается нормальным?

Никто не знает, инфекция до конца не изучена, заявляют врачи.

«Но считается, что чем выше ваш показатель антител по отношению к референсному значению (нормальные, установленные для определенной тест-системы значения), тем лучше. Впрочем, как долго продержится ваш иммунитет, неизвестно. Все индивидуально», — отмечает Турова.

Медики из Национального института здравоохранения и социального развития Финляндии считают, что у большинства переболевших иммуноглобулины сохраняются более года. Исследования продолжаются.

Вакцинация прошла, а антител нет. Что делать?

При нормальной работе организма антитела появляются как реакция на любой вводимый белок, уверен вирусолог Чепурнов. Есть сразу несколько объяснений, почему этого не произошло.

«Во-первых, возможно, такова индивидуальная особенность вашей иммунной системы. Во-вторых, могут быть сопутствующие заболевания, которые тормозят или мешают выработке антител: например, онкология или ВИЧ-инфекция. В-третьих, вероятно, вы принимаете некоторые медицинские препараты. В-четвертых, возможно, антитела еще не успели выработаться — такова индивидуальная особенность организма. Влияет также образ жизни в целом», — объясняет инфекционист Турова.

Не исключено, что тест не показывает антитела из-за погрешностей лаборатории. Также, возможно, вы выбрали неправильное исследование: переболевшие и привитые сдают разные тесты. В любом случае попробуйте пересдать анализы в другом месте через 2-4 недели. И помните, что, по данным Минздрава, иммуноглобулины вырабатываются через неделю после первой дозы вакцины.

Очередной тест снова не показывает антитела. Что делать?

Значит, подтвердился вывод об индивидуальной особенности организма. Потребуется его проверка. И все же это не значит, что вы останетесь без защиты.

«Так бывает, что иммунный ответ при некоторых антигенах идет не столько по антительному, то есть гуморальному пути, сколько по клеточному, — рассказывает вирусолог Чепурнов. — Давайте разберемся на примере. У нас привлекли группу исследователей к работе с венесуэльским энцефаломиелитом лошадей. У 90% выработались хорошие антитела после вакцинации, а у 10% — нет, и я в их числе. Меня прививали раз пять, причем разными вакцинами, но не помогало. Потом мы привлекли иммунологов, и выяснилось, что у той самой одной десятой группы выработался очень мощный клеточный ответ: развиваются цитотоксические Т-лимфоциты, которые убивают инфицированные клетки. Без участия антител. Хотя в идеале обе системы должны работать синхронно».

Как защитить себя, если нет антител?

Соблюдайте все стандартные правила, которые установила пандемия коронавируса. Инфекционист Турова призывает использовать средства индивидуальной защиты, антисептик и в целом вести здоровый образ жизни: регулярные физнагрузки, прогулки на свежем воздухе, правильное питание.

«Поможет медикаментозная профилактика по согласованию с врачом: противовирусные и иммунотропные препараты, витамины», — отмечает эксперт.

Ученые часто пишут о неких клетках памяти, которые способны защитить организм, когда антител уже не остается. Все верно? Значит, можно не вакцинироваться?

Речь идет о Т-лимфоцитах, которые «запоминают» антигены и заставляют работать иммунитет повторно, если угроза возвращается. По мнению вирусолога Чепурнова, надеяться на быструю защиту организма, однако, не приходится.

«Многие говорили: «Да, человек переболел, антитела ушли, но нестрашно, ведь есть клетки памяти, которые оперативно разовьют иммунный ответ. Все так, да нет так. Все равно понадобится около пяти дней. А чтобы человек не заразился, нужен определенный уровень антител, которые сразу блокируют передачу вируса из клетки в клетку», — отмечает Чепурнов.

Биолог Анча Баранова добавляет, что клетки памяти — в любом случае временный защитник, если опираться на предшествующий опыт наблюдения за инфекциями.

«В случае SARS иммунитет работал 5-6 лет, а VERS — 10 лет. И все, — рассказывает профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона. — Вообще-то дело в том, что у кого-то организм отлично противостоит инфекции, у кого-то защита слабее, а другим даже на клетки памяти рассчитывать не приходится».

Никита Строгов