Posted 25 августа 2021,, 15:13

Published 25 августа 2021,, 15:13

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

Фальшивка вместо прививки

25 августа 2021, 15:13
Вакцинация от COVID-19 в России идет не такими темпами, как требуют власти и ожидают врачи, а некоторые вообще приобретают поддельные сертификаты. Почему так происходит и чем грозит?

«В семье не без урода» — такой фразой описал резонансный случай в Ленобласти глава комитета по здравоохранению Сергей Вылегжанин. Столь эмоциональный чиновничий отклик вызвали врачи Всеволожской больницы, которые массово продавали сертификаты о вакцинации. По предварительным данным, поддельным мог оказаться каждый шестой документ, оформленный в клинике. В результате нелегальной «услугой» воспользовались около 1,6 тыс. человек. Теперь в регионе проверят все медучреждения и прививочные пункты.

Что грозит за покупку и продажу фальшивых сертификатов? Почему граждане так неохотно исполняют властные предписания? Чем государство способствует сложившейся ситуации? И как подобные практики отражаются на эпидемиологической обстановке?

Мария Омарова, юрист:

«Мы время от времени слышим о продажах поддельных сертификатов, но все это — единичные казусы, в основном интернет-торговля, а правоохранители регулярно отчитываются о проверках. Ситуация же в Ленобласти — вопиющий случай, поскольку мы видим масштаб проблемы, фактически конвейер с вовлеченностью официальных структур. Как силовики квалифицируют деяние, пока рано предполагать, ведь практика еще не наработана.

Попасть в жернова правосудия может любая сторона: как обратившиеся за «услугой», так и предоставившие ее. Я могу привести несколько примеров статей из Уголовного кодекса.

Во-первых, речь идет о подделке документов и их использовании, что изложено в ст. 327 УК РФ. В числе санкций упоминаются ограничение свободы, принудительные работы, арест, но также — лишение свободы на срок до одного-двух лет в зависимости от части статьи. Факт использования сертификата доказывать не придется — достаточно приобретения «в целях использования».

Во-вторых, довольно редко применяющаяся ст. 237 УК, которая предполагает сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. В норму недавно внесли изменения, вступившие в силу. Логика такая, что если ты скрываешь реальную информацию об иммунитете других людей, которые, как тебе известно, прикрываются бумажкой о вакцинации, то ты создаешь условия для развития эпидемиологического процесса. Отсюда и «опасность для жизни и здоровья людей». Норма статьи распространяется на официальных лиц, чиновников. Санкции разнообразны: от штрафа и принудительных работ до лишения свободы с лишением права занимать должность.

Также хочется напомнить всем, кто желает приобрести сертификат, о статьях Уголовного кодекса, в которых изложены нормы о взяточничестве. Так, ст. 291.2 УК упоминает получение и дачу взятки на сумму до 10 тыс. рублей. Если вас поймают, то вам грозят штраф на 200 тыс. рублей, исправительные работы на год, лишение свободы на тот же срок или ограничение свободы до двух лет».

Григорий Юдин, социолог, философ:

«Мы часто видим сопротивление граждан из-за правил, установленных властями. Но вопрос такой: а эти правила кто-нибудь согласовывал с теми, для кого они установлены?

Понимаете, у любого решения, закона есть такой параметр как легитимность, то есть человек понимает, что при его участии формулировалось правило. Даже не обязательно, что он с ним согласен. Важнее — факт участия. Легитимность всегда повышает исполняемость решения, потому что гражданин «чувствует себя» в правиле.

Если же обязательную норму просто спустили сверху, как это часто делают в России, то почему нужно ее исполнять? Логика такая: «Кто-то что-то приказал, но у меня свои интересы, и если есть возможность избегать исполнения, я буду это делать». Кроме того, если человек полагает, что чужие решения не только не совпадают, но и идут вразрез с его интересами, то степень опаски, сопротивления любым правилам еще больше увеличивается. Люди думают, что их пытаются кинуть, обмануть.

Соответственно, выход из ситуации такой — повышать легитимность законов за счет включения людей в процесс принятия норм. Попросту говоря, демократизация».

Лариса Шатилина, биолог:

«Не удивлена, что среди людей так много недоверия к прививочной кампании.

Во-первых, мы видим давление извне, вакцинация приобрела полуобязательный характер. Во-вторых, сам процесс организован неправильно: опрос врачей перед процедурой носит формалистский характер, но вообще-то нужно качественно опросить пациента, изучить его анамнез, провести при необходимости дополнительные обследования. Всего этого мы не видим, и люди боятся. В результате они принимают решения, не всегда правильные. Покупка поддельных сертификатов — одно из них.

Такими темпами пандемия уйдет нескоро. Но я призываю не перекладывать ответственность исключительно на граждан. Если мы хотим, чтобы вирус ушел, нужно требовать не только с обычных людей, но и с властей. Тем не менее мы в очередной раз видим, что границы открываются, а в городах почему-то смягчают ограничения против коронавируса, как, например, в Петербурге».

Никита Строгов