Posted 7 октября 2021,, 14:20

Published 7 октября 2021,, 14:20

Modified 30 марта, 08:26

Updated 30 марта, 08:26

«Музыка — интернациональное искусство, не нужно замыкаться в границах собственного мира»

7 октября 2021, 14:20
Пандемия — благодатное время, чтобы творить, уверена петербургский композитор Ольга Петрова.

Пробиться в области музыкальных сочинений непросто, если нет связей и работающих социальных лифтов. Открытый конкурс композиторов им. А.П. Петрова призван исправить несправедливость. Большой зал Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии на один вечер, 9 октября, станет прибежищем для композиторов, которые хотят донести до публики собственные сочинения. Члены жюри выберут лучших в номинациях «Песня и эстрадный романс», а также кавер-версиях произведений выдающегося музыкального деятеля.

Почему важно поощрять современных сочинителей? Что получает зритель от состязания композиторов? Как развивается Открытый конкурс сегодня? И почему нельзя отгораживаться от зарубежных деятелей? На эти и другие вопросы ответила

художественный руководитель Фонда Андрея Петрова, композитор Ольга Петрова.

Ольга Андреевна, конкурс композиторов имени Андрея Петрова проводится с 2007 года. Вы помните, как все начиналось?

— Инициатива проведения конкурса принадлежала Союзу композиторов Санкт-Петербурга и Филармоническому обществу. Они организовывали и провели первые два конкурса. А с третьего подключился наш Фонд Андрея Петрова, который к тому моменту уже активно работал. Мы подхватили эстафету.

А почему решили подключиться? Вряд ли ведь потому, чтобы отдать должное выдающемуся композитору, чьим именем и назван конкурс? Цель бесспорная, но, уверен, не главная. Зачем понадобилось мероприятие?

— Дело в том, что композиторам, особенно пишущим симфоническую музыку, непросто донести свои произведения до широкой публики. Сочинителям, работающим в эстрадном жанре, стать востребованными тоже довольно трудно. Многие талантливые авторы перестают творить, переключаются на какую-то иную сферу деятельности. Наш конкурс побуждает композиторов к созданию новой музыки, помогает им быть услышанными.

Наверняка ведь действуют и другие подобные состязания?

— Конечно, есть прекрасные конкурсы композиторов, многие из которых проводятся на протяжении десятилетий. Но в них, как правило, специализируются на камерной, хоровой музыке. Кроме того, большинство из них устраиваются для молодых композиторов. Часто композиторы раскрываются ближе к зрелости, творческий процесс для многих напрямую связан с накоплением жизненного опыта. Такая уж это профессия! Именно поэтому для нас важно подчеркнуть, что на Открытом конкурсе композиторов имени Андрея Петрова нет никаких возрастных ограничений.

Мне понятно, что существование подобных институций, выдающих награды, необходимо: всегда приятно получить признание по итогам упорного труда. Но все это касается самих участников конкурса. А что получает зритель, слушатель от подобных мероприятий?

— Посмотрите на афиши филармонических залов — в основном классика! Изредка звучит музыка современных композиторов, которым удалось завоевать себе имя. Сколько интересной музыки, созданной нашими современниками, остается несыгранной и неуслышанной. Наш конкурс — возможность познакомиться с ней.

Что, на ваш взгляд, важнее — финальная номинация или победа?

— Получить награду, конечно, значимо и приятно. С другой стороны, если учесть количество поступающих в оргкомитет конкурса заявок на участие, оказаться в финале и исполнить собственные сочинения — уже победа.

Среди нас живут творческие целеустремленные люди, для которых проигрыш в конкурсах не проходит бесследно. Это всегда немного рана, травма, пусть и самая безобидная, но требующая восстановления. Я знаю таких товарищей. Есть ли шанс свести на нет горечь поражения?

— Творческий конкурс — не спортивное состязание, где доля секунды дополнительного усердия — и ты становишься чемпионом. К сожалению, неизбежен субъективизм в оценке. Чтобы приблизиться к золотой середине, мы всегда стараемся приглашать в жюри композиторов и музыкантов с разными взглядами на музыку, приверженцев разных стилей и направлений. Такая политика дает возможность не похожим друг на друга композиторам выйти в финальную часть конкурса.

Вы действительно всегда приглашали именитых деятелей в жюри. Кто в этом году судит участников?

— Председательствует в жюри XV Открытого конкурса композиторов легендарный композитор Эдуард Артемьев. В составе жюри — Народный артист России дирижер Сергей Скрипка, композитор и поэт, продюсер, основатель музыкального лейбла «Снегири-Музыка» Олег Нестеров, композитор Станислав Важов, руководитель Театра Детей Марины Ланда, композитор Марина Ланда, пианист и аранжировщик Александр Богачев, музыкальный продюсер Олег Грабко, доктор искусствоведения, историк театра, продюсер Константин Учитель, лидер группы «Сурганова и Оркестр» Светлана Сурганова и музыкант, композитор, актер театра и кино Максим Леонидов.

Я же правильно понимаю, что сочинения поступают на суд жюри анонимно?

— Абсолютно верно. Так мы соблюдаем принцип беспристрастности. Особенно важен он потому, что иногда направляют заявки известные композиторы, и одно их имя может повлиять на жюри. Так что даже на финальном туре, когда, казалось бы, осталось всего двенадцать человек в песенном конкурсе, жюри до конца не знает, кто прошел так далеко.

Кстати, очень любопытно, что участвуют именитые сочинители. Уместно ли это? Не уступить ли дорогу тем, кто еще не успел занять нишу и получить известность как композитор? Или если душа просит, то почему бы не поучаствовать?

— Именно! Какая разница, знают тебя или нет, если ты написал что-то особенное и хочешь этим поделиться? Правда, важно уметь не очень болезненно переживать проигрыш.

Номинация «симфоническая музыка» планируется к объявлению в следующем году. В этом же сезоне жюри отметит участников за лучшую «песню и эстрадный романс». Это уже традиционные для конкурса награды. Но что за номинация «Андрей Петров 21 века»? Я правильно понимаю, что она новая?

— Да, мы ввели ее с этого года в качестве эксперимента, на который нас вдохновил другой эксперимент. Готовясь к празднованию 75-летия со дня рождения Андрея Павловича, Олег Грабко предложил музыкантам поучаствовать в альбоме кавер-версий песен Андрея Петрова. И многие известные и не очень известные музыканты на этот призыв откликнулись. В диск, получивший название «Андрей Петров 21 века. Коктейль для композитора», вошли порядка 20 композиций, на самом деле их было гораздо больше. Андрей Павлович принимал активное участие в подготовке этого альбома, отслушивал материалы, давал какие-то рекомендации, был взволнован, растроган и очень признателен. В общем, взяв за основу идею пятнадцатилетней давности, мы открыли в этом году новую номинацию, на участие в которой поступило тридцать заявок. Три композиции вышли в финал.

Считаете ли Вы этот опыт удачным?

— Думаю, да. Посмотрим, как сочинения прозвучат в финале, потому что одно дело — запись, а другое — живое исполнение.

Второй год мы живем в условиях пандемии. Повлияли ли новые реалии на конкурс, его формат и содержание?

— В прошлом году на участие в конкурсе в симфонической номинации поступило рекордное количество заявок: более 500 из 44 стран! Пандемия — благодатное время, чтобы сидеть дома и творить. В финал вышли произведения четырех иностранных авторов. Обычно композиторы прилетают в Петербург, наблюдают за репетициями оркестра, присутствуют на финальном концерте конкурса, но на этот раз привезти зарубежных сочинителей не было никакой возможности, так как границы были закрыты. Нам пришлось организовывать репетиции в режиме онлайн: оркестр репетировал в Петербурге, а композитор слушал, сидя в Лондоне или Нью-Йорке, или где-нибудь еще. Финал конкурса в Большом зале Филармонии также проходил в режиме онлайн. Таким образом, все желающие из любого уголка мира с помощью современных технологий получили возможность увидеть этот концерт в режиме реального времени.

В этом году другая ситуация. Пока что запретов нет. Надеемся на лучшее.

А сколько заявок пришло?

— 470. Ежегодно на конкурс композиторов в номинации «Песня и эстрадный романс» поступает от 450 до 500 заявок, в симфонической номинации — 150-200.

Конкурс стал именоваться открытым. Как я понимаю, это не просто какая-то формальность. Имеется в виду снятие барьеров для участников из других стран. Получилось ли мероприятие спустя годы по-настоящему международным?

— Мне кажется, да, по крайней мере в симфонической номинации, что вполне логично. Впрочем, в этом году мы получили заявки из Белоруссии, Бельгии, Эстонии, Германии.

Я уверен, что кто-то может подумать: «Зачем открывать конкурс для зарубежных композиторов? Это создает ненужную конкуренцию нашим сочинителям, чьи имена и так неизвестны публике».

— Мне кажется, что музыка — интернациональное искусство, не нужно замыкаться в границах собственного мира. Зачем дополнительные ограничения? Все-таки интересно узнать, что происходит в других музыкальных культурах, согласитесь?

Поддерживаю. Что нас ждет на финальной церемонии?

— В первом отделении в исполнении солистов музыкальных театров прозвучат 12 произведений финалистов номинации «Песня и эстрадный романс», и жюри удалится, чтобы определиться с победителями. Второе отделение начнется с музыки Андрея Павловича Петрова. Судьи вернутся, чтобы увидеть выступления участников номинации «Андрей Петров 21 века» и снова уйдут в совещательную комнату. И вновь будут звучать песни и романсы Андрея Павловича. Вечер завершится объявлением победителей и церемонией награждения.

А зрители смогут на это посмотреть?

— Конечно, это открытое мероприятие. Можно купить билеты — совсем недорогие, кстати. Будем очень рады, если концерт посетят много зрителей. Более того, мы ввели приз зрительских симпатий, так что публика сама поучаствует в награждении.

Беседовал Никита Строгов