Posted 19 мая 2023,, 14:04

Published 19 мая 2023,, 14:04

Modified 30 марта, 08:13

Updated 30 марта, 08:13

Спасут ли китайцы петербургскую туротрасль?

Спасут ли китайцы петербургскую туротрасль?

19 мая 2023, 14:04
Фото: Александры Полукеевой, ИА «Росбалт»
Операторам и властям пора заняться повышением уровня обслуживания и инфраструктуры, чтобы привлекать гостей — как внутренних, так и зарубежных.

За последние три года сфера гостеприимства в Северной столице претерпела кардинальные изменения. Количество туристов в 2020 и 2021 годы стремительно падало на фоне пандемии коронавирусной инфекции, в 2022-м, после введения санкций, Петербург посещали в основном соотечественники.

О том, что ждет городскую туриндустрию в 2023 году, на круглом столе «На Марсовом поле» поговорили петербургские депутаты и представители отрасли.

Внутренних туристов стало больше

На майских праздниках этого года Северная столица приняла 770 тыс. туристов — это примерно на 200 тысяч больше, чем годом ранее. В целом по итогам 2023 года ожидается прирост туристического потока по сравнению с прошлым годом — в том числе, как предполагается, за счет туристов из Китая, который зимой этого года, наконец, открылся. Напомним, в 2022 году в Петербург приехали чуть более 8 млн гостей, а в 2021-м — 5,3 млн человек.

Разумеется, к доковидным показателям приблизиться будет сложно — рекордные цифры были в 2019 году, когда город посетили более 10 млн человек, половина из которых были иностранцами — те, ко всему прочему, оставляли в городской экономике куда более солидные суммы, чем гости из российских регионов. В 2018 году, когда в Северной столице проходил Чемпионат мира по футболу, доля зарубежных гостей доходила до 80%. Для сравнения: в 2022 доля иностранных гостей составила всего 4% или 340 тыс. человек.

«В 2018–2019 годах до 80% всех гостей Петербурга были иностранцами — их средний чек был в разы выше, чем у внутренних туристов. В остальные годы соотношение было 50 на 50», — вспоминает инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg — Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили.

Слабая транспортная доступность

На круглом столе заметили, что порядка 50% приезжих в Петербург — это москвичи. Однако на количество московских туристов все же негативно влияет сокращение количества «Сапсанов». Другой чувствительный момент: для жителей российских регионов цена авиабилетов нередко составляет до 70-80% от стоимости всей поездки, что удерживает людей от посещения Северной столицы.

Кроме того, половина юга страны в целом лишена авиасообщения, а поездка на поезде до Северной столицы в течение полутора суток — сомнительное удовольствие.

«В пиковые же даты в Петербург вообще не добраться, поэтому люди выбирают Москву. В целом на билеты должно уходить не более 30-40% бюджета всей поездки», — резюмировала Шамликашвили.

Светлана Дмитриева, заместитель генерального директора ТО «Петербургский магазин путешествий», подтвердила, что с железнодорожными перевозками по стране в целом стало хуже — если раньше можно было купить билеты за 60, 90 дней, сейчас — лишь за 45 дней, из-за чего сложно планировать групповые туры. Что касается «Сапсана», он серьезно подорожал. Повысилась стоимость и автобусных туров — из-за удорожания техобслуживания, бензина и дефицита запчастей.

«Имеет смысл вести переговоры с РЖД и рассматривать меры поддержки для автобусных перевозчиков, чтобы поддержать отрасль», — отметила Дмитриева.

Меньше стали ездить в Петербург и за культурной программой — городские театры не публикуют расписание спектаклей заранее, снизилось и качество выставок из-за ухудшения международного обмена.

Приедет ли китайский турист

Леонид Флит, вице-президент Российского союза туриндустрии, привел статистику погранслужбы ФСБ: по итогам первого квартала 2023 года именно больше всего туристов из Турции, Китая, Туркмении, Киргизии и Таджикистана (всего 67,7 тысяч визитов с туристическими целями). Из КНР приехали 6,2 тысячи человек, из Турции — больше 10 тысяч.

«Пока не заработают безвизовые списки, ждать подъема не приходится», — в то же время признал Флит.

С ним согласилась депутат петербургского Заксобрания Ирина Иванова.

«Очевидно, что надо развивать институт электронных виз и вводить безвизовый режим с рядом стран, Индией, Китаем, государствами Африки — всеми, кто приезжает на Петербургский международный экономический форум, — отметила Иванова. — И делать упор на дипломатические миссии и бизнес-миссии — ведь это и есть реклама нашей страны и нашего города. На мировые выставки ездят все. Но теперь, к примеру, сложно попасть даже на выставку легкой промышленности в сентябре в Гуанчжоу — билеты просто не взять, цены заоблачные».

До пандемии Петербург активно посещали гости из КНР в формате организованных групп — их было около 800 тысяч в год. Теперь же, по словам Виктории Баргачевой, председателя Санкт‑Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка, ситуация изменилась — даже несмотря на то, что все ограничения в Поднебесной сейчас сняты.

«Если раньше это были большие группы из пенсионеров 60-70 лет, сейчас в основном по миру ездит молодежь. Но за последние 10-15 лет Россия делала очень мало для того, чтобы привлекать молодых людей. В основном, гостей из КНР интересовал „красный“ туризм, пронизанный ностальгией по советскому прошлому. А молодежь сейчас не особо понимает, что у нас тут можно делать. Нужно заново знакомить китайцев с Петербургом», — отметила Баргачева.

Еще одна проблема — удорожание перелетов из КНР и сокращение регулярных рейсов. Если до ковида в Петербург и Москву летали самолеты из 36 китайских городов, сейчас для вылета доступно лишь 3-4 города.

Кроме того, по факту перелеты по безвизовым спискам до сих пор не восстановились — хотя с 2000 года между Россией и Китаем действует соглашение о взаимном обмене групповыми туристами без индивидуальных виз. Также до пандемии в крупных городах были доступны индивидуальные электронные визы — сейчас этот инструмент не работает.

В то же время Петербург все же ожидает наплыва индивидуальных туристов из КНР в июле–августе — обычно на эти два месяца приходится туристический пик.

Катастрофа на маркетинговом уровне

«Важно делать также упор на рекламу и пиар нашего города в медиа Китая и других стран. Последние десять лет мы ничего не делаем», — заметила Баргачева.

Виктория Шамликашвили добавила, что такими темпами Петербург легко может исчезнуть с мировой карты туристического интереса, так как мир — большой и разнообразный, а в соседних странах давно научились из любого ручейка, гейзера или руины делать достопримечательность, которая привлекает толпы туристов.

«На маркетинговом уровне у нас действительно катастрофа — когда мы обращаемся в инфоцентры других российских городов, то обнаруживаем, что у них даже нет качественных фотобанков», — подтвердила Светлана Дмитриева.

Леонид Флит добавил, что туроператорам и властям пора заняться повышением уровня обслуживания и инфраструктуры, чтобы привлекать туристов — как внутренних, так и зарубежных.

Ирина Иванова заявила о необходимости введении новых мер поддержки петербургской туротрасли, так как она аккумулирует вокруг себя и многие другие — например, общепит, транспорт, перевозки. Всего в сфере туризма и смежных сферах сейчас заняты 500-600 тысяч горожан, отметила депутат.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что на 2023 год ожидания у отрасли — осторожно оптимистичные.

Софья Иванова