Posted 18 июня 2019,, 15:33

Published 18 июня 2019,, 15:33

Modified 31 января, 23:06

Updated 31 января, 23:06

Алексей Филатов. Керосиновые зажигалки

18 июня 2019, 15:33

Уже сам факт того, что вначале на официальном сайте МАК предварительный доклад по расследованию катастрофы самолета SSJ100, произошедшей 5 мая, был опубликован, а через некоторое время — таинственным образом исчез, дал понять, что ничего утешительного в отношении «Джет», который оказался совсем не супер, комиссия не установила.

​И одно дело, когда чувствуешь дискомфорт при полете на этом лайнере как пассажир, невольно сравнивая его минусы с другими машинами. И другое дело, когда читаешь отчет специалистов.

Что касается человеческого фактора, то, с одной стороны, самолет не должен был взлетать, имея перед собой кучево-дождевую или грозовую, мощно-кучевую облачность с сильными ливневыми осадками. Пилоты, в таких случаях обязаны запросить разрешение диспетчера и переждать уход опасной облачности с направления взлета.

С другой стороны, пилоты наверняка держали в уме негативные последствия для себя, в виде реакции со стороны руководства авиакомпании, которое сочло бы такие действия экипажа как перестраховку.

Но даже при всех указанных проблемах, трагедии можно было избежать, если бы не грубейший конструктивный просчет при создании «Суперджетов». Понятно, что существуют варианты достаточно жесткого приземления. Мне приходилось бывать в подобных ситуациях. Они не самые приятные, но и не столь критичные.

Вот, что сказано на этот счет в требованиях авиационных правил: опорные стойки шасси должны отвалиться при нагрузках, превышающих расчетные, без повреждения топливных баков. У «Суперджета» в Шереметьево этого не произошло не только после первого, но даже и после третьего удара о землю.

Иначе говоря, «бомба» заложена в самой конструкции отечественного авиалайнера. Не случайно специалисты отмечают, что при аналогичной аварийной ситуации с «Суперджет» в Якутии в октябре 2018 года катастрофы не произошло только потому, что самолет выкатился за пределы полосы в минусовую морозную погоду, что, в общем-то, и уберегло его от возгорания. Только факт скольжения авиалайнера по льду (без искрения), а не по бетону, как в Шереметьево, явился спасением для пассажиров, поскольку тогда в Якутии топливный бак был тоже разрушен и из него лилось топливо.

Причем, в расследовании якутской аварии, продолжающемся уже восемь месяцев (!) нет ни слова про проблемы самолета с шасси и топливных баках. Иначе говоря, «Суперджеты» — изначально сконструированы как керосиновые зажигалки, в которых при достаточно жесткой посадке от искры неизбежно загорятся топливные баки, и вновь могут погибнуть люди.

Если у чиновников, отвечающих за безопасность полетов воздушных судов, не хватает мужества снять с полетов «Суперджеты» до устранения явных конструктивных изъянов, то тогда, наверное, следует их самих пересадить на эти флагманы отечественной пассажирской авиации. А простые пассажиры пусть летают на более надежных машинах.

Алексей Филатов, вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»