Posted 15 июля 2019,, 16:19

Published 15 июля 2019,, 16:19

Modified 30 марта, 16:24

Updated 30 марта, 16:24

Анатолий Несмиян. Европейцы намерены обезопасить себя от кремлевского режима

15 июля 2019, 16:19

Цены на нефть снижаются в понедельник после выхода данных, указавших на замедление роста ВВП Китая до минимума по крайней мере за 27 лет во втором квартале и усиливших опасения о спросе со стороны крупнейшего в мире импортера нефти.

Торговая война с США, безусловно, оказывает влияние на темпы роста Китая, но в целом речь идет о системном процессе затухания его роста. Это, в свою очередь, создает шанс для другой крупнейшей экономики — европейской.

Европа не сидит сложа руки и не ждет у моря погоду. Она всерьез намерена повторить американский опыт, когда в США через сланцевую революцию произошло кардинальное перенасыщение внутреннего рынка энергоносителей, что привело к существенному и системному падению цен на энергию и обеспечило конкурентные преимущества для американской индустрии. Естественно, что и власти США предпринимают усилия по директивному возвращению производств на американскую территорию, но процесс был запущен именно с помощью механизма насыщения экономики дешевой энергией.

Европа активно продвигает идею (и воплощает ее) диверсификации энергопоставок. Здесь решаются и политические задачи — европейцы намерены обезопасить себя от все более невменяемого кремлевского режима, всерьез полагающего, что может диктовать политические условия через газовый и нефтяной шантаж, здесь и изменение энергобаланса в пользу более экологичных производств энергии, и, естественно, интерес европейцев в привлечении все больших объемов энергоносителей и создании жестко-конкурентной среды.

Все это неизбежно приведет к снижению цен на энергорынке и позволит европейским компаниям получить свои преимущества.

Политика приносит свои плоды — рост поставок СПГ уже привел к системному падению цен на газ, причем нет никаких видимых причин для разворота этой тенденции. В качестве маркера можно использовать статистику по «Газпрому», который начинает снижать финансовые показатели просто потому, что на его основном рынке — европейском — падение цен на газ становится хроническим. Крайне неудачно затеянные авантюры с «Потоками» могут лишь усугубить положение «Газпрома», так как окупаемость этих проектов в свете снижения цен становится практически недостижимой.

Теперь вот и Китай. Для Европы снижение спроса китайцев на энергоносители лишь укрепит ее политику насыщения рынка — производители будут вынуждены направлять свой товар в Европу, обеспечивая такую важную для Европы конкуренцию. Кстати, поэтому европейцы довольно болезненно воспринимают политику США по удушению Ирана, который буквально за год снизил производство нефти в полтора раза — Иран нужен европейцам как один из факторов давления на цены, но еще более важен как будущий поставщик газа по системе Южного газового коридора ЕС.

Так или иначе, но для производителей энергоносителей все это не самые радостные новости. Особенно для тех, кто критически зависит от экспорта своего монотовара. Конкуренция растет, противоречия — тоже, устойчивость сырьевых моделей падает, что чревато все более серьезными внутренними проблемами.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик