Posted 13 сентября 2019,, 11:22

Published 13 сентября 2019,, 11:22

Modified 31 января, 23:45

Updated 31 января, 23:45

Георгий Сатаров. Почему суетится власть

13 сентября 2019, 11:22

В сорока регионах прошли обыски более чем по ста адресам сотрудников штабов ФБК. Одновременно Егор Жуков был включен в список экстремистов (видимо, для этого они торопились со своей смешной экспертизой). Все это производит впечатление запредельной истерики, вызванной результатами выборов. И проявляется она даже не в том, что они делают, а КАК.

Мы ведь сами тоже оцениваем результаты выборов. И многие не склонны к слишком оптимистическим оценкам. Я — в том числе, поскольку эти результаты, с моей точки зрения, могли бы быть более внушительны, отнесись все мы серьезнее к своим конституционным обязанностям по формированию власти с помощью участия в голосованиях. Но сейчас мы видим, что власть восприняла их просто панически. Это, как мне кажется, вызвано тем, что она оценивает не только сами результаты (как мы), но и в сопоставлении со своими собственными усилиями по предотвращению таких результатов. И несоответствие между их нарастающим беззаконием и противоположными результатами приводит к панической истерике.

И это понятно. У режима есть множество «держателей акций», которые поддерживают его существование. И объединяет их то, что они вместе называют «стабильностью». Для режима она означает несменяемость. Для аффилированного бизнеса стабильность это сверхдоходы, преференции, возможность иммунитета при попадании в депутаты, возможность специфического действия российских законов по отношению к ним, когда необходимо, и множества других приятных вещей. И они поддерживают этот режим, делясь, когда необходимо, своими доходами и сохраняя лояльность в других доступных и обоюдоприятных формах. Для членов самой вертикали власти это многое из того, что перечислено выше, в дополнение к возможности неограниченного незаконного обогащения при полном отсутствии ответственности.

Но все происходящее в стране демонстрирует этим «акционерам» несостоятельность «совета директоров» вместе с «президентом компании». Стабильность тает на глазах. Акции обесцениваются. И что делать акционерам?! Срочно сбрасывать акции за бесценок? Менять совет директоров и президента? (А они ведь пока несменяемы только усилиями акционеров). Искать новые модели стабильности и вкладываться в них? А они, эти иные модели, им знакомы и успешно работают в странах, где они любят покупать недвижимость, учить детей, и которые они ругают по чем свет.

Моя гипотеза состоит в том, что верховная власть, развернувшая, как выразился Кирилл Рогов, кампанию «ковровых точечных репрессий», суетится, чтобы не столько запугать нас (это не реально, что уже ясно), сколько хотя бы на время успокоить своих акционеров. «Вот! Смотрите! Вот ведь мы что еще можем! И все у нас будет хорошо!».

Обращаться к верховной власти я считаю бессмысленным. Потому даю консультацию акционерам: не будет хорошо. Дальше будет только хуже. Возможно, не только вам, но и недовольным, включая меня. И чем дальше, тем драматичнее будет развязка. Чем больше жертв, тем страшнее месть. Об этом свидетельствует история, и очень ярко — совсем недавняя. И чем дальше, тем шире будут круги от этой развязки.

Сейчас власть свирепствует против людей, которые ищут мирный и легальный выход из того тупика, в который всех нас загоняет этот режим. Но уже близка та грань, за которой вместо Егора Жукова, Любови Соболь или даже милых яблочников придут другие. Они будут искать простые и быстрые решения. И это будет страшно. Поэтому сейчас выбор не за нами, славными и мирными, а за вами, господа акционеры.

Георгий Сатаров, политолог