Posted 16 декабря 2019,, 13:18

Published 16 декабря 2019,, 13:18

Modified 30 марта, 15:18

Updated 30 марта, 15:18

Леонид Волков. Почему в Китае возможен контроль над интернетом, а в России — нет

16 декабря 2019, 13:18

Почему великий китайский файрвол оказался таким успешным? (По меркам авторитарных режимов, разумеется).

Не потому, что там какая-то уникальная система фильтрации. Каждый, кто был в Китае, знает: большинство коммерческих VPN-сервисов легко справляются с обходом китайских блокировок, и нет проблемы пользоваться там запрещенными Google и Facebook.

И даже не потому, что там работает огромная, полумиллионная армия цензоров, которые тщательно обозревают китайский интернет на предмет упоминания бочонков меда (председатель Си ужасно обижается на сравнения с Винни-Пухом) и прочей крамольной мерзопакости.

А в первую очередь потому, что внутри Китая сформировалась огромная и полная экосистема национальных сервисов, которые закрывают потребности 95% пользователей. Мессенджеры, поисковики, соцсети, платежные системы и стриминговые сервисы — все это есть китайское, понятное местному пользователю, отлично работающее. В том или ином возрасте новый пользователь впервые попадает в интернет, и там его ждут WeChat и Alibaba; ему просто даже не приходит в голову, что для чего-то могут понадобиться Facebook и Amazon.

Вот на чем, в первую очередь, держится уникальная китайская модель государственного контроля над интернетом, а не на технических решениях.

Так что я согласен: войну «Рамблера» со всем цивилизованным миром, как и анонс очередного «убийцы YouTube» от маленьких друзей Центра Э из «МэйлРуГрупп», стоит рассматривать именно в этом контексте. Все в том же контексте — в рамках решения задачи высшей государственной важности, создания подконтрольного и подцензурного Рунета к политическому циклу 2021-24 годов.

Будут пилить национальную экосистему сервисов, одновременно огораживаясь от мировых: забанят Твич; посмотрят, как оно пойдет; выпустят ТоварищМайорTube и попробуют забанить YouTube — такой план.

Разумеется, ничего не выйдет (вспомните судьбу RuTube, TamTam, Futubra и прочих «Спутников»), но денег попилят изрядно.

Для того, чтобы все это понимать, надо помнить о базовом правиле: любое действие в Рунете в ближайшие два года будет делаться только для того, чтобы
а) всех напугать
б) ввести технические ограничения
в) украсть денег
в тех или иных комбинациях.
В данном случае речь идет о сочетании приоритетов б) и в).