Posted 10 февраля 2020,, 15:30

Published 10 февраля 2020,, 15:30

Modified 30 марта, 14:57

Updated 30 марта, 14:57

Кирилл Шулика. Поправки в Конституцию готовились под Союзное государство

10 февраля 2020, 15:30

Опрос «Левады» по отношению граждан к поправкам в Конституцию нельзя рассматривать иначе, чем плановое задание.

Та же социологическая служба в 2016 году давала такие цифры: 41% никогда не читал Конституцию, 24% просматривали, но ничего оттуда не помнят. Сейчас эти цифры вряд ли сильно поменялись.

При этом я охотно верю, что поправки по МРОТ и пенсиям, а также по запрету чиновникам иметь двойное гражданство, люди и правда поддержали. Все остальные поправки невозможно оценивать вне контекста Конституции, которую более половины россиян не держала в руках или не помнит.

Соответственно, никакого содержательного обсуждения и осмысленного голосования не будет. Продвигать будут социальные поправки, а интерпретировать результаты, как личную поддержку президента. Ведь даже в опросе все начинается с фамилии Путина, о том, что это именно он предложил поправки.

То есть идея всенародного обсуждения с голосованием выхолащивается и все превращается в административный нагон избирателей и использования обманки с социальными поправками.

Дело в том, что сами авторы идеи прекрасно понимают, что политические поправки ситуативны и никак не связаны между собой. То есть переход к парламентской республике можно было предъявить и объяснить гражданам, а вот когда у тебя одновременно введение Госсовета, право президента выгонять судей и утверждение министров в Госдуме, то это невозможно объяснить, получается лоскутное одеяло.

Я вообще думаю, что поправки готовились под Союзное государство, об этом же говорит состав рабочей группы, который был известен явно заранее, а не собран за несколько часов после послания Федеральному Собранию. То есть это часть большого и логически выстроенного пакета, который можно было продать избирателям именно, как объединение с Белоруссией, типа вы за или против. Но не получилось, часть поправок ушла, остальные стали лоскутным одеялом. Осталось и планируемое всенародное голосование непонятно за что. Чтобы его минимально наполнить смыслом, придумали совершенно ненужные социальные поправки.

Поэтому голосование теряет всякую ценность и приобретает статус учений по мобилизации электората перед двумя важнейшими федеральными кампаниями.

Кирилл Шулика, публицист