Posted 30 июня 2020,, 15:50

Published 30 июня 2020,, 15:50

Modified 1 февраля, 01:57

Updated 1 февраля, 01:57

Алексей Федоров. Вирус нащупал новую субпопуляцию

30 июня 2020, 15:50

Все большое видится на расстоянии. И чем дальше мы от событий начала эпидемии, тем четче вырисовывается картина того, что пришлось пережить несколько месяцев назад.

Больше всего меня поражает реальный масштаб бедствия. Принимая плановых больных по своему профилю или в качестве дежурного общего хирурга, не перестаю удивляться. Идя на осмотр, думаю — неужели опять в бумагах будет фигурировать перенесенная внебольничная вирусная пневмония? И почти в трети случаев это оказывается так. Март, начало апреля, май, Смоленск, Белгород, подмосковные районные центры. И конечно Москва. Матовые стекла, матовые стекла, вирусная двусторонняя. Слово ковид было еще экзотикой, в регионы толком не завезли тесты, статистика выдавала единицы зараженных в столицах, а вирус уже гулял по нашим бескрайним просторам. Я удивляюсь, как же тогда не заболел.

Если даже не было госпитализации с пневмонией — еще процентов 10 рассказывают о перенесенном весной «тяжелейшем гриппе» с ужасным кашлем «выплюнь легкие». За первые недели плановой работы в моей личной статистике (да, субъективной и да, связанной с людьми, часто посещающими поликлиники и стационары, а значит из группы риска по заражению ковидом) 30-35% пациентов в той или иной степени уже перенесли болезнь. Что пугает с точки зрения реального масштаба пандемии, но обнадеживает с точки зрения формирования иммунной прослойки.

Теперь я точно могу сказать, что как минимум двое моих знакомых перенесли ковид в середине января. Первый случай связан с контактом с китайцами в зарубежном аэропорту, во втором — человек никуда не выезжал и вообще живет в регионе, но контактировал с иностранцами по месту учебы. В итоге — нетипичная верхнедолевая пневмония по рентгену, исчезновение вкуса и запаха, жуткий кашель и полнейший упадок сил почти на месяц. В общем, без сомнения, оно. (Важно, что до середины марта подобные случаи все-таки были единичными).

Отсюда напрашивается версия: возможно массовый выход людей, а также различные массовые мероприятия пока не привели (и, будем надеяться, не приведут) к пиковому всплеску заболеваемости именно потому, что вожделенный коллективный иммунитет мог уже во многом сформироваться. Во всяком случае, в Москве.

Европа переживает умеренный вторичный подъем заболеваемости. На мой взгляд это не вторая волна, просто вирус нащупал новую субпопуляцию — тех, кто честно отсидел несколько месяцев на самоизоляции и, наконец, вышел. Думаю, аналогичный умеренный подъем ожидает и нас.

Остается только догадываться, сколько еще сюрпризов преподнесет недавнее прошлое и ближайшее будущее, сколько кандидатских и докторских диссертаций будет защищено по этой теме.

Алексей Федоров, заведующий операционным отделением Центра сердечно-сосудистой хирургии госпиталя им. Бурденко