Posted 8 июля 2020,, 11:43

Published 8 июля 2020,, 11:43

Modified 30 марта, 13:51

Updated 30 марта, 13:51

Владимир Ермолин. Установка на пропаганду

8 июля 2020, 11:43

Вариантов угодить под следствие у военного журналиста (кто пишет на военные темы) более, чем достаточно. Уж поверьте человеку, который четверть века трудился на этой ниве.

Мне, правда, повезло — лишь однажды моей известинской статьей заинтересовалась ФСБ. Полгода с большими паузами следователь выяснял у меня, где я взял данные для своей статьи. Мой источник был в ранге действующего главкома, в звании генерал-полковника. Он взял с меня слово имя его не называть. Я и не назвал, конечно, но нервы малость мне в Лефортово потрепали. Потом как-то все затихло. Ну, и по мелочам Контора нет-нет, да напоминала мне о себе.

Может быть, впервые я серьезно задумался над опасностью нашей профессии лишь тогда, когда узнал о смерти Ивана Сафронова, корреспондента «Коммерсанта». Он «выбросился» из окна, когда готовил разоблачающий материал о продаже ракетных комплексов на Ближний Восток. Мы не были близко знакомы, но пару раз пересекались в командировках. Прошло время, и я с радостью узнал, что место отца в редакции «Коммерса» занял сын — Иван Иванович Сафронов. Статьи его, военного обозревателя, были классными — словно рукой его водил умерший отец.

И вот я узнаю, Ваня Сафронов — шпион. Что бы, казалось, делать круглые глаза — такое бывает. Но почему я в это не верю? Причин много. Назову лишь несколько.

Мне посчастливилось знаться со «шпионом-журналистом» Григорием Пасько. Гришин «шпионаж» был настолько беспомощной лажей, сочиненной Лубянкой на коленке, что после этой истории я уже ничему не удивлялся, вникая в череду шпионских дел. Собственно, кухня таких дел проста и могла бы публиковаться в открытой печати под рубрикой «Сделай сам». Берешь публикацию автора. Выискиваешь там места, двояко трактуемые УК (такие всегда найдутся, когда речь идет об оружии и военной технике), из надерганных элементов (не важно, что они все давно в разное время засвечены в СМИ) лепишь общую картину — передача военной тайны гражданином П. западным спецслужбам. Добавим к этой картине многообразные рупоры СМИ, объясняющие обывателю, какой же негодяй этот гражданин П. И суд откликнется на запрос общественности, даже если доказательная база, мягко говоря, будет хромать.

Вот поэтому я изначально на стороне Ивана Сафронова. Доказывать порядочность этого парня лично мне не надо. То, как все обтяпано в самом начале, уже указывает на установку ФСБ придать делу пропагандистский характер. Чего бы ради спецслужбе снимать кино о задержании человека, чья вина еще не доказана? И уже через пару часов гнать сюжет с намеками на очевидность преступления по всем телеканалам. Когда такое делается, если речь действительно идет о шпионаже? Да никогда. А вот для пропагандистской постановки, пока в обществе есть спрос на такую туфту, сгодится. Катай-валяй, все проглотят.