Posted 23 сентября 2020,, 15:01

Published 23 сентября 2020,, 15:01

Modified 1 февраля, 02:34

Updated 1 февраля, 02:34

Павел Пряников. Путин «подстраховал» будущих президентов России

23 сентября 2020, 15:01

Ну что, готовимся к переформатированию некоторых основ Системы. Президент Путин внес в Госдуму проекты законов о формировании правительства, а также о прокуратуре, внешней разведке и безопасности после вступивших в силу поправок к Конституции. В какой-то мере Путин «подстраховал» будущих президентов России восемью собственными законопроектами.

Прорвавшись сквозь юридический язык, понял несколько важных моментов. На простом языке они выглядят так.

  • Повышаются полномочия Госдумы. Премьер-министр, его заместители и федеральные главы ведомств, кроме силовиков, назначаются президентом после их утверждения Госдумой. При этом кандидатуру премьера предлагает президент, а вице-премьеров и министров — председатель правительства. Кстати, министры теперь не могут быть младше 30 лет.
  • Отставка премьера, если она произошла не в связи с вступлением в должность нового президента, теперь не предполагает автоматически отставки всего правительства.
  • При этом общее руководство правительством осуществляет не премьер-министр, а сам президент. В чем-то это похоже на французскую модель, где президент фактически является главой исполнительной власти.
  • Возрастают полномочия Совета Федерации. Президент вносит в верхнюю палату парламента кандидатуру руководителя Службы внешней разведки. Также после консультаций с Советом Федерации будут назначаться прокуроры субъектов, военных и других специализированных прокуратур. Пока их утверждает президент по представлению генпрокурора.
  • Состав Конституционного суда сократится с 19 до 11 судей. Также теперь КС, согласно проекту, разрешает вопрос о возможности исполнения в России решений межгосударственных органов, вынося вердикт о соответствии Конституции РФ. При этом новая норма не направлена на отказ от международных обязательств. Она позволяют создать конституционно приемлемый механизм их исполнения (раньше некоторые политики пугали, что Россия не будет соблюдать нормы международного права).

Пока виден такой контур новых отношений в трех ветвях власти. Возрастает роль системы сдержек и противовесов, которая теперь закреплена в законах (и Конституции). Президент остается арбитром всей вертикали власти, но ее корректировка будет проходить не только вручную, как раньше, а через новые процедуры.

Павел Пряников, журналист