Posted 14 октября 2020,, 15:08

Published 14 октября 2020,, 15:08

Modified 30 марта, 13:11

Updated 30 марта, 13:11

Алексей Макаркин. День рождения «вешателя»

14 октября 2020, 15:08

Пример полного непонимания психологии соседей. Российское посольство в Минске в «Твиттере» отметило годовщину рождения графа Михаила Николаевича Муравьева-Виленского. В Беларуси противники Александра Лукашенко расценили это как почти неприкрытую угрозу — ведь Муравьев жестоко подавлял восстание 1863 года на территории современной Беларуси, за что был прозван «вешателем».

Но, как представляется, дело в другом. В российском консервативном сообществе распространена точка зрения, что Муравьев был благодетелем для православных белорусских крестьян. Потому что вешал и расстреливал угнетавших их польских шляхтичей и католических священников. А крестьянская реформа на белорусских и литовских землях прошла на более льготных для крестьян условиях, чем в центральной России — правительство было заинтересовано там в ограничении влияния дворянства и сделало ставку на православное крестьянство. Так что «вешатель» в российском дискурсе — это защитник веры и мужиков.

Поэтому посольские люди искренне считали, что делают белорусам комплимент.

Только в белорусском обществе Муравьев остается крайне непопулярной фигурой, причем и среди оппозиционеров, и среди лоялистов. Для белорусов герой — это казненный при Муравьеве Кастусь Калиновский (это, кстати, укоренилось еще с советских времен, что повышает легитимность такого взгляда). Восстание же воспринимается как национальное, а не «польское». Муравьеву симпатизирует узкий слой консервативных русофилов, который не играет никакой политической роли. Тем более, что некоторые их аргументы способны вызвать, как минимум, оторопь у человека, привыкшего к жизни в современном обществе с его гуманистическими принципами.

Так, протоиерей Александр Романчук, рассуждая несколько лет назад о казни по приказу Муравьева восьми католических священников, заявил: «Фактически он поставил вопрос, имеет ли в глазах Бога российский православный мир такую ценность, чтобы ради него казнить католических священников. Будучи православным верующим, он ответил на этот вопрос положительно и исполнил приговоры. Таким образом он согласился в полной мере нести ответ за свои действия перед Богом в вопросе спасения души. Таким образом, мы не вправе отрицать, что граф Муравьев, расстреляв 8 ксендзов, выступил в роли российского религиозного и национального лидера и тем самым совершил личный духовный подвиг самопожертвования».