Posted 28 октября 2020,, 16:13

Published 28 октября 2020,, 16:13

Modified 1 февраля, 02:54

Updated 1 февраля, 02:54

Михаил Макогон. Когда побеждает террор

28 октября 2020, 16:13

В июле 2001 года вышел 4 эпизод 5 сезона мультсериала Южный Парк — «Лучшие друзья навсегда». Одним из персонажей которого, наряду с Иисусом, Буддой, Кришной и Лао Цзы был мусульманский пророк Мухаммед.

Об этом эпизоде никто не помнит, он не вызвал никакого скандала, хотя Мухаммед там — карикатурный супергерой, мечущий фаерболы из рук, потому что с VII века нашей эры и до середины нулевых мусульмане были не в курсе, что за изображение пророка нужно кому-то отрезать голову, что это вообще проблема.

Спустя ровно пять лет в двойном эпизоде «Мультипликационные войны» Камеди Централ уже не позволил Паркеру и Стоуну повторить, потому что случились «датские карикатуры», на чем мусульмане всего мира, впервые за 14 веков, узнали что изображение пророка — это страшный харам, санкция за который — смерть.

Надо сразу сказать, что «датские карикатуры», после — Шарли, все промежуточные скандалы, теракты и нападения — это в чистом виде «Бронзовый солдат». Вот знать не знали сотни миллионов граждан бСССР, что в центре Таллина тоже стоит типовой, бессмысленный, номенклатурный мемориал, совершенно такой же, как в любом советском городе, поселке, селе, деревне, хуторе. Совершенно такой же, как те сотни и тысячи, что давно заброшены и быльем поросли.

Но когда в 2007 году, под очередной электоральный цикл, потребовался образ внешнего врага — то решение муниципальных властей Таллина перенести скульптурную композицию из центра — на кладбище, стало большим внешнеполитическим вызовом, оскорблением народной памяти.

Это важно, потому что нет никакой проблемы с исламом. Равно как с любой конфессией, они все одинаковые, это просто сборники отвлеченных притч, написанных так давно, переведенных столько раз и в стольких направлениях, что было бы желание — можно вычитать инструкцию к шкафу из Икеи. Проблема в переизбытке авторитарных образований, поспешно назвавших себя «государствами», наглухо коррумпированные и несменяемые правительства которых должны оправдывать свое существование, оправдывать защитой «традиционных ценностей» и борьбой с кольцом врагов, этим ценностям угрожающим.

Ливень бесплатных, незаработанных денег на нефтяном празднике нулевых открыл этим правительствам широкий простор для экспорта такой пропаганды, ровно с тех пор чувства исламских верующих стали большой проблемой за пределами исламского мира. Для стран же адекватных нет, на самом деле, никакой этической дилеммы. Задача государства — защита прав и свобод граждан. Свобода слова — важнейшая из них.

Когда же террором можно достичь хотя бы не ограничения прав и свобод, а самой дискуссии о таких ограничениях, когда с государственными институтами можно разговаривать языком насилия, когда страх становится аргументом в выполнении государством своих функций, когда политики хотя бы задумываются «а не запретить ли нам что-нибудь, чтоб этих ребят с ножами и бомбами не обижать?» — тогда террористы побеждают, а государство заканчивается.

Михаил Макогон, публицист