Posted 4 марта 2021,, 13:51

Published 4 марта 2021,, 13:51

Modified 1 февраля, 04:17

Updated 1 февраля, 04:17

Денис Драгунский. Писатель и зависть

4 марта 2021, 13:51

Ко дню писателя.

Писатель не должен завидовать. Но — важное уточнение. Писатель может завидовать собрату-писателю, или хоть покойному классику (как сказал поэт Рюхин про Пушкина: «Стрелял в него этот белогвардеец, и убил, и обеспечил бессмертие»). Это нормально.

Но вот кому писатель не должен завидовать, так это философам, психологам, священникам, юристам, политическим аналитикам, экономистам и особенно — популярным публицистам.

Классические русские романы, как правило, обладают отличной фабулой, story. И «Братья Карамазовы», и «Идиот» с «Бесами», «Отцы и Дети» с «Дымом» и «Новью», и «Воскресение» — это очень фабульные вещи. Но их тяжело (физически тяжело) читать из-за того, что они так натужно серьезны. А серьезны они от того, что автор хочет быть не только сочинителем истории о людях и их судьбах, но вдобавок еще проповедником, философом, политиком и «глубоким экономом», а также хлестким журналистом.

Почему так? Иногда говорят, что, дескать, художественная литература в старой России была единственной трибуной. Неправда! В России были сотни журналов, в которых публиковались тысячи философов, психологов, социологов, юристов, богословов и просто ярких публицистов.

Наверное, русским писателям (всем, после Пушкина) было завидно: «Вот я тут пишу роман, а публика рвет друг у друга из рук сочинения господ Добролюбова, Писарева, Каткова, Герцена, Суворина, Соловьева, Победоносцева и пр. и пр. и пр., вплоть до Плеханова и Струве. Дай-ка я тоже что-то этакое запузырю! Умное!»

Не надо завидовать господам из соседнего департамента. Это отягощает романы тяжелыми диалогами и вставными главами.