Posted 5 марта 2021,, 13:18

Published 5 марта 2021,, 13:18

Modified 30 марта, 12:11

Updated 30 марта, 12:11

Владислав Иноземцев. Травить или стрелять?

5 марта 2021, 13:18

На этой неделе американские власти ввели против Российской Федерации санкции, спровоцированные отравлением и преследованием Алексея Навального — но в отличие от европейцев не просто поместили в санкционные списки несколько официальных лиц, которые уже давно не ездят в развитые страны и с почти стопроцентной вероятностью не имеют никаких активов на их территории, но и ввели в действие Акт о запрете химического и биологического оружия (CBW Act) от 1991 года. Тем самым Госдепартамент снова запустил процедуру, которая была инициирована после отравления Сергея и Юлии Скрипалей — однако в тот раз, как известно, усилиями президента Дональда Трампа санкциям был придан чисто номинальный характер.

Сейчас США начинают с прежней точки, давая Кремлю три месяца на то, чтобы покаяться в применении химического оружия, раскрыть детали программы его производства, открыть доступ на секретные предприятия иностранным наблюдателям и компенсировать ущерб, нанесенный пострадавшим лицам. Я не думаю, что хотя бы один человек в мире рассчитывает на то, что Москва согласится принять условия этого ультиматума. Я также не вполне уверен и в том, что Белый дом на этот раз поведет себя намного жестче, чем три года назад, когда он фактически «забыл» про главное санкционное оружие: если бы его намерения были по-настоящему решительными, «дело Навального» могло трактоваться как очередной акт продолжающегося процесса использования запрещенных видов вооружений, и более радикальные санкции уже были бы введены.

На мой взгляд, перспектива введения даже полномасштабных санкций (в их число попадает снижение уровня дипломатических отношений; запрет на полеты в США находящихся под контролем государства авиакомпаний соответствующей страны; полное торговое эмбарго, не затрагивающее только лишь продовольственные товары; и тотальный отказ от операций с государственными ценными бумагами), Россию сегодня вряд ли напугает.

Дипломатические контакты и сейчас минимальны (в России давно уже перестали выдавать американские визы); прямое авиасообщение практически прекращено и легко может быть заменено транзитным; торговля с Америкой хотя и довольно важна (на нее по итогам 2020 года пришлось 4,2% российского внешнеторгового оборота), но явно не имеет критического значения; наконец, запрет на операции с долговыми бумагами также не является катастрофическим: иностранцы сейчас владеют ОФЗ менее чем на 3 трлн. рублей (2,7% ВВП), и все эти бумаги легко могут выкупить российские банки, тут же перезаложив их в Банке России. Иначе говоря, даже если администрация Джо Байдена сделает то, на что так и не решилась администрация Дональда Трампа, внешнеполитической и экономической катастроф за этим не последует.

Однако, мне кажется, подобный демарш подтолкнет московских «рыцарей плаща и кинжала» к смене тактики. Следует признать, что начиная с 2006 года, когда они начали применять против врагов Кремля разнообразные отравляющие вещества, именно этот способ покушения был чреват самыми эпическими провалами. «Засвеченные» путешествия Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна, а позднее «солсберецких туристов», неудачные отравления Алексея Навального и Владимира Кара-Мурзы, подозрения о многих других подобных случаях говорят о том, что проблема (пусть меня простят за крайний цинизм) состоит не столько в том, что российское руководство уничтожает нелюбимых им персон, а в том, как оно это делает.

В связи с историями Александра Литвиненко, Скрипалей и того же Навального против десятков людей и организаций были введены санкции, из США и ЕС были высланы 113 российских дипломатов и разведчиков под прикрытием, и впереди маячат ещё более суровые меры. На этом фоне введение санкций против никого не интересовавшего Руслана Геремеева — ставшее, напомню, единственным «санкционным» последствием показательного убийства в 2015 году Бориса Немцова — выглядит не более чем малозначительным эпизодом. И поэтому я рискну предположить, что новые санкции, если таковые будут введены американцами, будут прочитаны в Москве однозначно: хватит людей травить, будем их просто стрелять (организовывать автокатастрофы, несчастные случаи и тому подобное). Этому, не сомневаюсь, в российских спецслужбах тоже учат. В конце концов, зачем раз за разом заниматься тем, что не получается? Так что Кремлю новые санкции могут даже облегчить задачу. Но вот положение российских диссидентов они вряд ли сделают более безопасным…