Posted 9 июня 2021,, 12:39

Published 9 июня 2021,, 12:39

Modified 1 февраля, 05:44

Updated 1 февраля, 05:44

Алексей Макаркин. Традиция выталкивания из политики

9 июня 2021, 12:39

В либеральной субкультуре развернулась полемика о том, правильно ли сделал Дмитрий Гудков, что покинул Россию. Не есть ли это проявление трусости, деморализующее оппозицию. Особенно на контрасте с Алексеем Навальным, который, наоборот, в Россию вернулся.

Отличие состоит в том, что Гудков — это парламентский политик, весьма умеренный по своим взглядам и стилистике (вспомним, что он был депутатом от «Справедливой России»). Навальный — трибун и митинговый оратор. Отсюда и разные стратегии, особенно в условиях того, что уголовное дело было формально не политическое, а экономическое, когда защищаться в публичном пространстве куда менее удобно. Навальный своей энергетикой может политизировать любое дело, Гудкову это делать существенно сложнее. И традиционная для российской практики формула, что «дыма без огня не бывает», могла быть вполне эффективным оружием пропагандистов.

Есть и еще одна традиция — неумение и нежелание интегрировать представителей оппозиции в элиту. Во Франции интегрировали социалистов, идейных наследников парижских коммунаров. В Великобритании — организаторов рабочих забастовок, создавших Лейбористскую партию. В Германии — протестное поколение 1968 года, ставшее основой для партии Зеленых. В России до революции 1917 года из политики разными способами выталкивали и меньшевиков, и кадетов, а электоральными манипуляциями не допускали в четвертую Думу даже некоторых октябристов. В современной России, ищущей легитимность в том числе и в имперском периоде истории, тенденция выглядит сходной.