Posted 21 октября 2021,, 12:42

Published 21 октября 2021,, 12:42

Modified 30 марта, 08:25

Updated 30 марта, 08:25

Александра Архипова. Почему люди в России так медленно вакцинируются

21 октября 2021, 12:42

Почему люди в России так медленно вакцинируются?

Этот вопрос мне задали уже очень много журналистов, и сегодня, отвечая на этот же вопрос от El Pais, я решила представить мой ответ в виде тезисов (и данные не из воздуха, я много месяцев занимаюсь этим исследованием). Я надеюсь, что мой краткий разбор этих причин ни в коем случае не приведет к шельмованию и агрессии.

Многие аналитики и обыватели считают, что есть два лагеря. Один — сторонники вакцинации, другие — это категорические противники вакцинации, которые не признают вакцины как явление в принципе. Но эта картина является сильно упрощенной. Люди в России не хотят прививаться по целому ряду причин, которые не могут быть сведены просто к простому примитивному страху перед вакцинами. Давайте перечислим типы мотивации людей (а пропаганду вакцинации в России и действия государства оставим пока за кадром).

1. Первая причина — это, действительно, искренняя вера в опасность самой вакцины, причем эта опасность может быть разной. Людей, которые разделяют эту точку зрения, назовем условно «конспирологами», потому что они боятся вмешательства извне через вакцины. Во-первых, согласно их представлениям, вакцины чрезвычайно опасны с медицинской точки зрения, потому что через прививку враги (это прежде всего врачи) могут заразить опасными болезнями или вакцины сами вызывают нежелательные изменения в организме (перепрограммирование ДНК). Во-вторых, вакцины — представляют собой опасность иного, не медицинского, порядка: это изобретение внешнего врага для контроля людей, вживления чипа, сбора генетических данных. В обоих случаях речь идет о том, что любая вакцина опасна для твоего тела «физического» (например, вызывает аутизм у ребенка) или тела «гражданского» (через вакцины правительство нелегально собирает данные о ДНК).

2. Вторая причина — это страх «перестраховщиков». Аргументы этой группы связаны не идеей, что вакцина — это предлог для введения в тебя чего-то инородного (как для «конспирологов»). Для «перестаховщиков» вакцина — это и есть вакцина, однако они плохо понимают, как устроены вакцины, и страшно беспокоятся, как прививки повлияют на состояние их здоровья. «У меня нога больная, поджелудочная, а вдруг вакцина это ухудшит» [Ж, 62 года, Северная Осетия]. Кроме того, для носителей таких идей идеи общественного блага не вполне релевантны и, соответственно, они плохо рассчитывают риски. Если для первой группы врачи — это враги, то «перестраховщики» готовы искать «своих врачей», которые поддерживают эту точку зрения (Кстати, и среди медиков много таких «перестраховщиков»). Среди них очень часто встречается аргумент: «я подожду, пока остальные привьются и таким образом создадут „пузырь вакцинации“ вокруг». Поэтому «перестраховщики» могут даже уговаривать привиться окружающих, например, сотрудников на работе.

3. Третья причина — это собственно, недоверие не к вакцинам, а к тем, кто их производит. И носители этих причин не доверяют конкретно российскому «Спутнику». Почему? Во-первых, это может быть недоверие российской медицине: «у нас даже аспирин сделать не могут» (М, 48, Москва), «в стране с такой плохой медициной не могли сделать хорошую вакцину» (М, 43, Москва) — говорят мои информанты. Во-вторых, это недоверие к политическим институтам власти. Люди, разделяющие именно эту точку зрения, считают, что «российское правительство не может сделать ничего хорошего», «они постоянно нас обманывают, почему я должен им верить» и так далее. Опросы «Левада-центра» (признан российскими властями иноагентом) показывают, что существует зависимость между теми, кто не хочет вакцинироваться и теми, кто не доверяет президенту. Это как раз эта группа. Представители этой группы («опасающиеся именно Спутника») часто испытывают раздражение от отсутствия вакционных альтернатив («почему нам не предложат импортные вакцины?», «я бы укололся Файзером!»).

[Исторически это не первый такой случай: «перестраховщиков» и «тех, кто не доверяет вакцинам» было много в 1970-1980-е: тогда жуткие инфекционные болезни остались в далеком прошлом, и вопрос «зачем надо прививаться» стал гораздо менее наглядным. И поскольку за вакцинацию отвечало государство, родители не имели тут своей власти. Стремление избавить своего ребенка от прививок (в том числе с помощью поддельных справок) привело к тому, что эта борьба стала формой полу-политического инакомыслия].

Сочетание этих причин (и многих других!) и приводит к тому, что количество людей, которые не хотят вакцинироваться, в России очень большое.