Posted 13 января 2022,, 13:39

Published 13 января 2022,, 13:39

Modified 1 февраля, 16:55

Updated 1 февраля, 16:55

Григорий Юдин. Уроки Венгрии

13 января 2022, 13:39

Самым близким аналогом российского плебисцитарного режима является режим Виктора Орбана в Венгрии (с поправкой на то, что членство в ЕС ограничивает область доступных трюков). Этой весной Орбану предстоят сложные выборы: поскольку оппозиция объединилась и выдвинула против него консервативного кандидата Петера Марки-Зая (мудрое решение), шансы там 50 на 50. Как Орбан решил выйти из этой ситуации? Правильно, с помощью плебисцита.

На 3 апреля вместе с выборами назначено голосование по вопросу об анти-ЛГБТ законе. Этот закон уже был ранее принят парламентом, однако теперь Конституционный Суд (который Орбан подчинил еще девять лет назад) вынес вопрос на плебисцит. В плебисците четыре вопроса, все чудесные, но мой любимый — третий: «Поддерживаете ли вы неограниченное распространение среди несовершеннолетних откровенной информации сексуального характера, которая может повлиять на их развитие?». Марки-Зай уже назвал формулировки идиотскими.

Расчет понятен: всю кампанию будет доминировать тема ЛГБТ, неизбежно поляризующая и вызывающая сверхэмоциональное обсуждение. Это должно подстегнуть консервативного избирателя, уставшего от Орбана, прийти и еще разок проголосовать против этих… короче, за Орбана. У оппозиции будут трудности с хорошим шагом, потому что мало того, что сама тема ЛГБТ способна расколоть разнородную оппозицию (туда входят и либералы, и крайне правая партия Йоббик, голосовавшая за закон в парламенте), так еще и вопросы сформулированы так, что отвечать на них бессмысленно. Начались призывы опускать пустые бюллетени, что может привести к демобилизации оппозиционного электората в преддверии ключевых выборов.

Плебисцит — это превосходный инструмент производства большинства и контроля повестки. Поскольку в России большинство у Путина продолжает таять, а повестка — ускользать, вероятность плебисцита в ближайшее время выглядит довольно высокой. Плебисцит рассчитан на производство апатии, и противопоставить ему можно только низовую мобилизацию и альтернативную повестку, которая должна вызывать у граждан желание присоединиться к движению. Удастся ли это венгерской оппозиции — интересный вопрос, и из ее опыта можно будет извлечь важные уроки, даже если россиянам, в отличие от венгров, предстоит играть в игру без правил.

Григорий Юдин, социолог