Posted 13 января 2022,, 14:18

Published 13 января 2022,, 14:18

Modified 30 марта, 08:22

Updated 30 марта, 08:22

Леонид Пастернак. Региональный междусобойчик международной политики

13 января 2022, 14:18

Когда российские эксперты по международной политике и безопасности, представляющие вроде бы интеллектуальный истеблишмент, говорят о непременной экономической и дипломатической экспансии КНР в Казахстан после ослабления местной власти, это вызывает по меньшей мере недоумение и удивление.

Очень правильно о роли Китая в казахском конфликте сказал профессор Чикагского университета и НИУ ВШЭ Константин Сонин, предположив, что все внутренние процессы в Казахстане на фоне смены правящей элиты и «чистки» — это все в общем-то для Пекина «периферия». Все именно так. Внимание Китая сейчас почти полностью сконцентрировано на постпандемической эпохе — на будущих десятилетиях жесткой конкуренции и соперничества с США и ЕС за мировую гегемонию. Бессмысленно излишне напрягаться в Казахстане, когда страна, пускай и становящаяся failed state, и так находится под геополитическим влиянием Пекина через Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), где не Россия, а именно КНР играет ключевую (первостепенную), важнейшую роль как экономическая и политическая сила.

Об этом же пишет и The Wall Street Journal — Китаю даже не приходится активничать на центрально азиатском внешнеполитическом направлении. Всю «грязную» работу за него сделает Москва в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Поэтому для КНР сейчас важнее решить внутриэкономические проблемы и внутриполитические вопросы, включая Гонконг и Тайвань. Какой смысл влезать в Казахстан, если буквально через пролив у КНР «головная боль» в виде Тайбэя и американского военного и стратегического контингента на острове?..

На самом деле, Пекин действительно не собирается активно участвовать в казахском кейсе. Об этом, кстати, сразу же заявил и посол Китая в РФ Чжан Ханьхуэй. Он опроверг слухи о том, что казахи якобы запрашивали военную помощь у китайцев для того, чтобы стабилизировать ситуацию во внутренней политике на фоне протестов. Не стоит навешивать на Китай ярлык глупого имперца постмодерна. Стратегия КНР гораздо более объемна и многогранна. Пекин играет в долгую, в первую очередь равными себе воспринимая ведущие экономики мира — США, ЕС и даже Великобританию. Казахстан в этом смысле — региональный междусобойчик.

Леонид Пастернак, журналист-международник