eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Реакция

Telegram-канал «Наивная политология». Пассивное смирение подданных имеет пределы

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

11:36, 12.08.2022 // Росбалт, Реакция

Вводная картинка
© СС0 Public Domain

Важнейшее отличие между старыми левыми/правыми и их наследниками усматривается в совместимости таких групп с гражданским обществом. Старая система соответствует скорее институту подданства, в то время как новая — гражданства. Ключевое отличие между гражданами и подданными — в стремлении к обладанию гражданскими правами, участию в политических процессах, принятии решений, ограниченных действующими нормами.

Несмотря на разницу в мировоззрении между новыми левыми и новыми правыми, обе этих группы отличает индивидуализм, сформировавшийся у поколений моложе 40 лет, выросших скорее вопреки государственной политике, чем в симбиозе с ней, что гарантирует широкое распространение горизонтальных связей.

Институт же подданства предполагает существование лишь вертикальных связей, закрепленных атомизацией общества. Старые правые с «синдромом дядюшки Рукуса» наилучшим образом подпадают под определение подданных. Для данной общности характерен запрос на «крепкую руку», «барина» и «хозяина» — это своеобразный реванш вертикального общинного коллективизма за десятилетия угнетения городским атеистическим интегрализмом. В отличие от «середняков» и «лавочников» — «патриотов», старые правые — это типичное авторитарное обществопотомков сельской бедноты с культом безответственности, подчинения и долготерпения.

Империи несовместимы с гражданским обществом, и даже высшие чины в подобных моделях являются подданными: гражданин в абсолютистской модели может быть только один. Архаизация уже вызывает раздражение новых правых, воспринимающих империю как нечто отличное от исторической модели.

Интересно наблюдать синкрезию гражданства и подданства у старых левых, основанную на особенностях советской модели. Советский человек не имел многих базовых свобод, сохранившихся даже в нынешнюю эпоху постнормальности, но обладал правом жаловаться на всех в нормативной форме, благодаря чему жизнь советского чиновничества была намного менее комфортной, чем современного.

Отчасти такой подход пытались с избыточным популизмом воссоздать в современной модели — достаточно вспомнить антиэлитистские проекты Кремля и первичную форму «прямой линии». Однако та сверхцентрализация, что была необходима для успешного принятия поправок к Конституции как краеугольного камня в построении геополитического государства, потребовала усиления опоры на служилые сословия. Таким образом, демос был принесен в жертву системе, что проявилось в пенсионной реформе 2018 года, жалобы населения на конкретных чиновников стали перенаправляться тем, против кого они направлены, а «прямая линия» превратилась из народного аудита в очередные монологи о печенегах.

Может показаться, что насаждение имперского нарратива превращает смежные группы (старые левые и новые правые) в подданных, но это не так. Психология данных групп прямо указывает, что внедрение подобной идеологии радикализует их. Так, подверженные влиянию пропаганды советисты преобразуются в красно-коричневых, а республиканцы, которых можно было бы использовать во благо создания импортонезависимой экономики, при ажитации начинают демонстрировать проявления милитаризации и нацификации.

Смешение имперства с обусловленной разницей в представлении об экономике и государстве с оппозиционностью мутировавших групп к компрадорам, не готовым разбиться об стенку за идею и не позволяющим раскрыть величие идеализированных Империумов, формирует радикальный пласт, представляющий угрозу в случае нарастания энтропии. И если идеологизация смежных групп повышает протестный потенциал, то для старых правых она излишня. Данная группа самостоятельно формирует образ царя-батюшки и из вождя мировой революции, и из отца русской демократии — «была бы голова, а корона найдется».

Однако пассивное смирение подданных тоже имеет определенные пределы, значительно зависящие от благосостояния населения и уровня цен: безответственному обществу свойственно связывать с монаршей особой не только успехи, но и беды.

Telegram-канал «Наивная политология» — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»

Подпишитесь на нас в Дзен.Новости

Топ за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: +7°
Санкт-Петербург: +8°