Posted 18 августа 2022,, 08:34

Published 18 августа 2022,, 08:34

Modified 1 февраля, 19:06

Updated 1 февраля, 19:06

Андрей Шалимов. Особенность нового «железного занавеса»

18 августа 2022, 08:34

После Второй мировой войны одной из преобладающих идей стал постепенный переход к миру без границ. Концепт шенгена — один из самых сильных в европейском проекте, потому что он про повседневную жизнь людей.

Эмоциональный — а не рациональный — кейс про закрытие для россиян европейских стран начался с тех государств, которые когда-то входили в состав Российской империи в разных ее реинкарнациях. Для них Европа без границ сейчас действительно привилегия.

При этом регулярное посещение европейских стран, затрудненное и ранее, для подавляющего числа россиян не является частью повседневной жизни. Их пространственная мобильность ограничена финансовыми возможностями (в большей степени), огромными расстояниями (особенно для жителей Урала, Сибири и Дальнего Востока) и ментальными установками («Что я в этой Европе не видел?»).

Особенность нового «железного занавеса» в том, что в советское время он был возведен коммунистическим государством изнутри, поэтому был почти без дырок. Сейчас же забор (метафорический, а далее, возможно, и реальный) пытаются возвести с отдельными европейскими государствами, при этом десятки тысяч километров границ для россиян остаются открытыми, потому что российская власть не рассматривает (пока?) их закрытие как необходимую для себя меру (оставляя возможность «выпускать пар из котла» и сохранять «хорошую мину» для своих граждан).

Поэтому особо мобильные россияне будут перемещаться через распределительные хабы (Стамбул, ОАЭ, уже частично для востока страны — среднеазиатские столицы), чуть менее мобильные — летать чартерами в те же Турцию и ОАЭ, а также Египет, страны Юго-Восточной Азии. А пассивное большинство продолжит активно трудиться на приусадебных участках, выращивая картофель, помидоры и прочие овощи — в том числе для страховки на случай какой-то страновой ЧС. Потому что, при всей покорности, ожидания у глубинных россиян пока далеки от оптимизма.

Андрей Шалимов, политолог, автор Telegram-канала «#Шалимовправ»