Posted 17 октября 2022,, 11:30

Published 17 октября 2022,, 11:30

Modified 1 февраля, 19:30

Updated 1 февраля, 19:30

Владислав Иноземцев. Относительное одиночество России рискует стать абсолютным

17 октября 2022, 11:30

Пока Россия продолжает мобилизацию (в стране проходит частичная мобилизация — ред.) в надежде расширить свою зону влияния на западных границах, деструктуризация таковой на юге и востоке набирает обороты.

После «горячих» конфликтов между Арменией и Азербайджаном, а также Таджикистаном и Киргизией пришло время заявлений и дебатов: практически одновременно президент Франции Эммануэль Макрон заявил о своем участии в урегулировании армяно-азербайджанской проблемы, прямо обвинив Москву в пренебрежении интересами собственного союзника, а президент Таджикистана Эмомали Рахмон прочитал Владимиру Путину лекцию о необходимости уважения интересов младших партнеров.

Все это происходит, замечу, на фоне невиданной ранее «реверсивной» миграции россиян в постсоветские страны, куда за последний месяц прибыли не менее полумиллиона человек. По самым скромным оценкам, эти люди привезли с собой (или готовы потратить в новых странах пребывания в ближайшие месяцы) значительно больше денег, чем Россия инвестировала в государства постсоветского пространства за несколько последних лет. Формальное сотрудничество с Москвой в рамках ЕАЭС или ОДКБ становится сейчас намного менее выгодным, чем готовность принимать российских мигрантов и создавать им условия для проживания и работы.

Наконец, нельзя не видеть, что не только (и даже не столько) Запад сейчас усиливает влияние на постсоветском пространстве, а прежде всего кремлевские «союзники» — Турция и Китай, к мнению которых Москва вынуждена максимально внимательно прислушиваться. Китай остается важнейшим геополитическим другом, Турция — основным «окном» в мир (как в случае зерновой сделки) или в Европу (как в случае с гипотетическим газовым хабом). Это существенно снижает свободу маневра для Путина, который все чаще оказывается в ситуациях, в которые ему никогда прежде не приходилось попадать, — но сейчас России категорически нельзя отвечать резкостью на резкость или обидой на обиду.

Кремль открыто назвал свои действия в Украине противостоянием коллективному Западу, а большинство составляющих его стран отнес к «недружественным». Число явно дружественных стран показало недавнее голосование в ООН — их, попросту говоря, больше нет.

Поэтому сегодня Москве нужно <…> серьезно пересмотреть свое отношение к постсоветским странам. Их надо ценить так же, как это делают Турция и Китай; поддерживать в экономическом отношении больше, чем это делают сбежавшие россияне; и искать компромиссы до последней возможности. Стоит помнить, что Нурсултан Назарбаев, первый президент Казахстана, заложил основы не только Евразийского союза, но и многовекторной политики собственной страны — которая может стать реальностью намного быстрее, чем хотелось бы Кремлю.

Россия, как мы сейчас видим, разругалась из-за Украины с Европой и Соединенными Штатами, хотя отношения с ними были и остаются неизмеримо важнее нескольких присоединенных областей. Учитывая особенности поведения нашего руководства, можно предположить, что скоро оно также обидится на Турцию и Китай из-за их поведения на бывших советских окраинах (поведения во многом более вызывающего, чем позиция Запада по Украине до начала… (специальной военной операции — ред.) И в результате относительное одиночество рискует в будущем стать абсолютным…

Владислав Иноземцев, экономист, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»