Posted 24 ноября 2022,, 11:20

Published 24 ноября 2022,, 11:20

Modified 1 февраля, 19:38

Updated 1 февраля, 19:38

Алексей Макаркин. УПЦ все более удаляется от РПЦ

24 ноября 2022, 11:20

23 ноября фракция «Европейская солидарность» внесла в Верховную Раду законопроект, предусматривающий полный запрет деятельности религиозных организаций и учреждений, входящих в состав или признающих в любой форме подчиненность РПЦ «в канонических, организационных, других вопросах».

В тот же день состоялось заседание Синода Украинской православной церкви (УПЦ), к которой и относится этот законопроект. За день до этого, 22 ноября, в Киево-Печерской лавре — главном монастыре УПЦ — прошли «мероприятия, связанные с безопасностью» (журналисты прямо назвали их обыском), в результате которых нашли «пророссийскую литературу» (на самом деле — давно выпущенные книги, которых немало в православных обителях) и паспорта СССР (некоторые ревностные верующие до сих пор отказываются брать российские и украинские документы). То есть ничего серьезного найдено не было, но психологическое состояние архиереев перед заседанием Синода вряд ли было комфортным.

Впрочем, УПЦ еще в мае на своем Соборе заявила о полной независимости от РПЦ и внесла соответствующие поправки в свой устав. Однако РПЦ этого одностороннего решения не признала, а предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий до сих пор официально числится постоянным членом Синода РПЦ — хотя в Москву уже не ездит.

Похоже, что обыск и законопроект должны были подтолкнуть УПЦ к дальнейшему отмежеванию от Москвы — что и произошло. Впрочем, некоторых решений, о возможности которых писали наблюдатели, не случилось. Не были уволены ни митрополит Павел, возглавляющий братию Киево-Печерской лавры, ни митрополит Ионафан, в отношении которого украинские правоохранители возбудили уголовное дело, обвинив его в сотрудничестве с Россией. «Сдача» этих архиереев могла стать шоком для немалой части паствы и нанести удар по авторитету Синода среди практикующих верующих.

Но произошли два значимых для статуса церкви события. Во-первых, Синод постановил возобновить мироварение в Киеве. О возможности этого было заявлено еще в мае на Соборе — сейчас же решение принято. Раньше УПЦ получала миро из Москвы. Мироварение, по правилам, ныне принятым в РПЦ, — важный признак церковной автокефалии (хотя в УПЦ обращают внимание на то, что миро варили в Киеве до революции 1917 года, но самостоятельное возобновление мироварения — шаг решительный).

Во-вторых, УПЦ добавила в диптих предстоятелей поместных церквей имя главы Македонской церкви, автокефалия которой была признана православным миром каноничной в нынешнем году. Добавление в диптих — это тоже прерогатива автокефальной церкви. РПЦ сделала это ранее, но в Киеве показали, что это решение Москвы к УПЦ не относится.

Были уволены четыре иерарха. У кировоградского митрополита Иоасафа в прошлом месяце прошел обыск — теперь он переведен викарием в Киев. Остальные трое отправлены на покой. Изюмский митрополит Елисей (родившийся в семье донецкого шахтера и долгое время служивший в Донбассе), по сообщениям прессы, в сентябре покинул Изюм, перешедший под контроль украинских войск, и уехал в Россию. Роменского митрополита Иосифа в сентябре сфотографировали на богослужении в городе Верхотурье Свердловской области. Пожилой и консервативный ивано-франковский митрополит Серафим не управляет епархией с марта, а 18 июля, в день обретения мощей Сергия Радонежского, был единственным украинским архиереем, сослужившим в Троице-Сергиевой лавре патриарху Кириллу.

Так что УПЦ все более удаляется от РПЦ — а украинские власти стремятся сделать этот процесс как можно более быстрым.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co