Posted 23 марта 2023,, 16:30

Published 23 марта 2023,, 16:30

Modified 1 февраля, 19:59

Updated 1 февраля, 19:59

Telegram-канал «Юрий Долгорукий». В проблемах образования виноват вовсе не ЕГЭ

Telegram-канал «Юрий Долгорукий». В проблемах образования виноват вовсе не ЕГЭ

23 марта 2023, 16:30
Фото: с сайта московской мэрии

В повестку в очередной раз за последнее время возвращается тема отмены ЕГЭ. Очевидно, что запрос на отмену этого формата экзамена достаточно высок, поскольку традиционно именно с ним связывают грех «схематичности» мышления нового поколения, а каждое лето появляются леденящие кровь истории о детях, падающих в обморок, а то и с сердечным приступом во время сдачи.

На этом фоне мнение инженера-исследователя из ИТМО Сергея Леончука выглядит неожиданным проблеском благоразумия и прагматичности. Поскольку, действительно, пока не придуман альтернативный способ податься на вступление сразу в несколько ВУЗов в разных городах, говорить об отмене ЕГЭ как минимум преждевременно.

А вот о чем говорить действительно стоит, так это о качестве школьного образования и организации процесса. Поскольку корень зла лежит, как мне видится, именно тут. Когда все беды неподготовленности бывших школьников к академической учебе списывают на «примитивное тестовое мышление», хочется возразить: если тест столь примитивен, то человек с фундаментальными знаниями тем более его сдаст. Но то, что происходит в школьном образовании, — это типичная реализация задачи «на местах», когда вместо фундаментального образования делают упор на предтестовую подготовку. И нет, не потому, что иначе сдать ЕГЭ не получится, а потому, что ЕГЭ становится единственным мерилом качества образовательного процесса — а значит, на более широкий подход отвлекаться просто нет смысла.

Нам необходимо не только каждый год пересматривать образовательные стандарты в виде того, сколько и какой информации какими авторами вложено в учебники, но и задуматься о методике преподавания. Она же всецело зависит от педагога. Можно долго рассуждать о том, что современные дети и подростки поглощены гаджетами, но интересный живой человек всегда выиграет в конкуренции с экраном.

Вот только много ли интересных живых людей мы видим в наших школах? Речь, кстати, не только о пресловутых зарплатах. Учителей необходимо максимально освободить от утомительной бумажной рутины, занимающей фактически все время, которое могло быть потрачено на подготовку к учебе. Учителей надо мотивировать в том числе качественными профессиональными соревнованиями и системой переподготовки. Далеко не все измеряется деньгами — профессиональная мотивация не менее важна, чем финансовая. Наконец — и это, на мой взгляд, весьма важно с морально-этической точки зрения, — учителей надо волевым решением вывести из ежегодного аттракциона под названием единый день голосования. Ибо школа — храм знаний, и политическим игрищам там не место.

Все это, конечно, очень непросто, и гораздо легче отмахнуться словами о том, что профессия учителя потеряла свой престиж, попенять на низкие уровни заработка и прочее. Но дело в том, что без адекватной образовательной системы все прочие наши потуги по развитию страны, на которые ежегодно отгружаются миллиарды рублей, абсолютно бессмысленны. Потому что в новых поликлиниках не будет врачей, а новые дома не построят инженеры. И виноват в этом будет вовсе не ЕГЭ.

Telegram-канал «Юрий Долгорукий»