Posted 1 июня 2023,, 18:00

Published 1 июня 2023,, 18:00

Modified 1 февраля, 20:11

Updated 1 февраля, 20:11

Telegram-канал «Конструктор». Есть риск, что авиадебоширов станет больше

Telegram-канал «Конструктор». Есть риск, что авиадебоширов станет больше

1 июня 2023, 18:00
Фото: ИА «Росбалт»

Не затрагивая морально-нравственную и медицинскую составляющие вопроса — хорошо или плохо употреблять алкоголь, — отмечу, что в самой инициативе по либерализации торговли алкоголем на внутренних рейсах при условии нейтрализации рисков нет ничего плохого. Текущая ситуация действительно требует особых мер поддержки бизнеса, пусть и в такой довольно скользкой теме.

Вместе с тем надо помнить, что авиадебошир — это угроза не только себе, но и всем остальным людям на борту в любом рейсе: как внешнем, так и внутреннем. Так что сама проблема неадекватного поведения в самолете продолжает оставаться проблемой даже без введения послаблений в торговое законодательство.

Проблему уже пытались решить — внесли несколько лет назад изменения в воздушный кодекс РФ (добавили ст. 107.1). Идея такова, что авиакомпании создают «реестр дебоширов» и ограничивают им возможность приобретать билеты в течение года. По мере чтений в Госдуме процедура постепенно переходила из категории «внесли, кого захотели, и не пустили на рейс» в строгий и формализованный процесс с довольно мягкими последствиями для хулигана. Это, с одной стороны, неплохо, чтобы не допустить перегиба палок и ущемления прав добропорядочных пассажиров со стороны авиаперевозчиков, а с другой — ну уж как-то слишком сложно для одних и мягко для других.

Командир воздушного судна превращается чуть ли не в инспектора ППС: оформляет какое-то подобие протокола на имя руководства организации-перевозчика, вручает копию дебоширу до того, как тот покинул судно, и даже проставляет метку, если пассажир отказался получать свой экземпляр. На этом история только начинается, потому что потом нарушение рассматривается в суде. И лишь вынесенное решение в отношении дебошира становится основанием для внесения его в черный список.

Однако сам реестр не общий, а свой у каждого авиаперевозчика. То есть можно без проблем воспользоваться услугами другой фирмы, ведь обмена данными из-за особенностей законодательства «о защите персональных данных» нет. Кроме того, срок ограничения в год позволяет вполне комфортно дебоширить и в рамках одной компании, если хулиган является отпускником-курортником, который раз в год летает на самолете, чтобы добраться до места отдыха.

Я это все описываю к тому, что если уж мы временно либерализуем торговлю алкоголем на внутренних рейсах, то, может, стоит задуматься и о временном упрощении процедур формирования «черных списков», едином реестре авиадебоширов и увеличении срока ограничения их доступа к полетам? А там, глядишь, практики покажут свою эффективность и временное плавно перейдет в постоянное.

Telegram-канал «Конструктор»