Posted 19 февраля 2016,, 18:59

Published 19 февраля 2016,, 18:59

Modified 31 марта, 04:16

Updated 31 марта, 04:16

Все НКО станут политическими

19 февраля 2016, 18:59
Судя по тому, как депутаты Госдумы трактуют «политическую деятельность», неугодные общественники будут вынуждены работать с позорным клеймом «иностранный агент» или закрыться.

Группа депутатов от всех думских фракций внесла в пятницу в Госдуму законопроект, уточняющий понятие «политическая деятельность» в отношении некоммерческих организаций (НКО). Именно отсутствие в действующем законодательстве расшифровки и критериев такой деятельности позволило Минюсту, начиная с июня 2014 года, с легкостью включить в список НКО-«иностранных агентов» порядка 120 организаций, которые получали финансирование из-за рубежа и при этом, по мнению российских властей, занимались «чистой воды» политикой.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказалось, что внесенный документ — полная копия законопроекта, ранее разработанного Минюстом и обнародованного в конце января. Напомним, чиновники взялись за его написание после соответствующего поручения, данного в ноябре 2015 года президентом Владимиром Путиным. Тогда же была создана рабочая группа по выработке предложений о дополнительном регулировании НКО. Возглавил ее первый замруководителя президентской администрации Вячеслав Володин, в состав также вошли представители Минюста, Генпрокуратуры, Общественной палаты, Федерального собрания и т. д.

Общественники надеялись, что законодательная расшифровка понятия «политической деятельности» позволит пересмотреть список «иностранных агентов», исключив из него организации, явно не угодные властям. Однако вариант закона, подготовленный Минюстом, этих надежд не оправдал. Главный упрек к документу со стороны общественников, в том числе из СПЧ, свелся к слишком широкой трактовке политической деятельности и стремлению властей фактически узаконить действующие основания для наделения НКО статусом «иностранного агента» — так что оспорить их в суде при помощи нового закона точно не удастся. Правозащитники также заявили, что принятие закона в таком виде уничтожит в стране последние «независимые НКО».

Законопроект содержит исчерпывающий список сфер и форм политической деятельности, занимаясь которой НКО рискуют привлечь к себе пристальное внимание властей. В нем, в частности, подчеркивается, что участие организаций в политике фактически означает «оказание ими влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование госорганов, органов местного самоуправления, на их решения и действия».

При этом, судя по документу, политическими будут признавать не только те НКО, которые открыто участвуют в политике, например, представители которых ходят на митинги или работают наблюдателями на выборах. Под действие закона подпадут и организации, берущие на себя смелость оценивать действия властей (неважно, с каким знаком), рассылать во властные инстанции различные обращения, а также обнародовать опросы общественного мнения или результаты социологических исследований.

Именно с помощью таких инструментов НКО могут пытаться под предлогом правозащитной или экспертной работы оказывать прямое влияние не только на власть, но и настраивать против него общество, полагают депутаты. А это уже, как говорят в Госдуме, та же политика, только в скрытой форме.

Другое дело, что при таком раскладе на прицеле у властей окажутся любые НКО, которые, защищая права граждан, вынуждены взаимодействовать с властями — будь то поселковая администрация, правоохранительные органы или федеральный парламент. Так, согласно законопроекту, политическими будут считаться действия, направленные на «принятие, изменение, отмену законов и иных правовых актов».

На практике это означает, что, если, скажем, какая-нибудь экологическая организация помогает группе сельских жителей препятствовать строительству под их окнами вредного завода и рассылает от своего имени обращения во все властные инстанции с призывом прекратить стройку, то ее легко признают «политической». А если еще и выяснится, что она живет на зарубежные гранты, то тут же запишут в «иностранные агенты».

Такая же судьба, судя по законопроекту, ожидает любую организацию, будь она занята хоть пропагандой ЗОЖ. Точнее, у организаций, просто рассказывающих гражданам о пользе здорового питания и занятий спортом, проблем с законом не возникнет. Но если они вдруг надумают написать письмо в управу с просьбой выделить участок под спортивную площадку или обратятся в Госдуму с предложением принять закон о запрете пальмового масла, то может возникнуть вопрос о включении их в список «иностранных агентов».

Большинство правозащитников не верят в то, что законопроект изменится при доработке в Госдуме. Особенно с учетом того, что один из его подписантов, глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин уже заявил, что новый закон позволит точнее выявлять «иностранных агентов», а предложенные в нем формулировки являются «системными и продуманными».

«Может быть, ко второму чтению внесут пару несущественных поправок, но на серьезные изменения рассчитывать не стоит», — также предположил в беседе с корреспондентом «Росбалта» депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Он убежден, что новый закон принимается исключительно ради того, чтобы выполнить поручение президента. «Путин дал команду подправить закон, поручение нельзя не исполнить, а как исполнили, неважно — главное, поставить галочку», — говорит депутат. Что же касается общественников, которые продолжают активно критиковать законопроект, то и на них найдется управа, полагает депутат. «Выйдут единороссы и скажут, что, мол, мы выполнили поручение общественности, а кто критикует, это несерьезные люди, как раз эти самые агенты, то есть враги», — обрисовал Гудков контуры будущего обсуждения законопроекта в Госдуме.

Елена Земскова