Posted 7 сентября 2016,, 10:55

Published 7 сентября 2016,, 10:55

Modified 31 января, 11:49

Updated 31 января, 11:49

Как ловчее отобрать у Америки Луну и Марс

7 сентября 2016, 10:55
Сергей Лесков
«Роскосмос» обещает взять такой высокий темп в ракетной гонке с США, словно воскрес Королев.

Государственная корпорация «Роскосмос» объявила о намерении создать сверхтяжелую ракету-носитель. Ура! В космонавтике ракета - это ключевое звено. И поэтому заявление можно рассматривать, как попытку засидевшейся отечественной космонавтики вернуться к временам Королева с их духом прорывных достижений. К тому же угадывается вызов США с их программой сверхтяжелой ракеты SLS. Неужели мы вновь отважились на прямую конкуренцию с Америкой?

Первую тяжелую ракету в рамках засекреченной и неудавшейся советской лунной программы пытался построить Сергей Королев. Кто же еще? К сожалению, лунная миссия оказалась для нас финансово неподъемной и технологически чрезмерной. Четыре испытательных старта лунной ракеты Н1 в 1969-1972 годах закончились авариями. Американцы полностью реализовали свой «Аполлон» с помощью ракеты-носителя «Сатурн-5», способной выводить на орбиту груз массой в 140 тонн.

В 1980-х годах СССР все же построил тяжелую ракету «Энергия» грузоподъемностью 100 тонн, которая вывела в его единственный полет орбитальный ракетоплан «Буран». «Энергия» и «Буран» были вершиной отечественной науки и венцом технологических решений. К сожалению, задач для многоразовой системы не нашлось. Наступили тяжелые времена – «Энергия» и «Буран» отправились на свалку.

Главная проблема отечественной космонавтики, которая по своей сути является инновационной отраслью, где отрабатываются самые смелые проекты, - то, что она утратила импульс развития. Уже несколько десятилетий наша космонавтика топчется на месте, не имея ни фантазии, ни средств, чтобы выйти за пределы околоземной орбиты. Уникальные конструкторские бюро уподобились серийным заводам, где на конвейере делают устаревшие машины. Если раньше космическая отрасль была центром притяжения для инженерных талантов, то нынешняя рутина только отвращает молодежь.

Между тем, выход за пределы околоземной орбиты, прорыв в дальний космос или даже полеты на Луну и на Марс невозможны без тяжелой ракеты. Ее отсутствие ограничивает и возможности коммерческих запусков спутников связи, где требуется максимальное количество транспондеров.

США уже несколько лет занимаются разработкой тяжелой ракеты для межпланетных полетов. Начало программе дал президент Джордж Буш-младший, который, думаю, плавал в астрономии. Знание земной карты он продемонстрировал в своем знаменитом изречении: «Вчера я договорился о поставках нефти из Мексики. Это означает, что отныне Америка не будет покупать нефть за рубежом». Может быть, советники убедили президента, что Марс и Луна лежат на расстоянии Техаса, но средства на создание сверхтяжелой ракеты «Арес-5» он выделил. Из соображений экономии НАСА решило использовать элементы предыдущих проектов – водородно-кислородные двигатели RS-68, которые были разработаны для ракеты «Дельта-4» и твердотопливные ускорители SRB, применявшиеся для запуска «шаттлов».

Президент Обама подверг секвестру план Буша и исключил полет на Луну. Зачем, если там уже были «Аполлоны»? Обама указал Америке сразу на Марс. Ракета изменила конструкцию и название – SLS (Space Launch System), вместо двигателей RS-68 было решено использовать двигатели RS-25, более известные как SSME – именно они были главными на «шаттле».

Итак, США со всеми своими амбициями и возможностями работают над сверхтяжелым носителем уже 12 лет. Первый полет SLS назначен лишь на конец 2018 года, и это будет облегченный вариант ракеты.

С чем же вступает Россия в новую конкуренцию с Америкой? Сверхтяжелая ракета, к этому склоняется большинство специалистов, будет создаваться не на базе модификации «Ангары», над которой рекордно долго трудится ГКНЦ имени Хруничева, а на базе двигателей РД-171, разработанных в «Энергомаше» в Химках для легендарной «Энергии». Кстати, их модификацию РД-180 «Энергомаш» продает в США – они закупают крупные партии, забыв в этом случае обо всех санкциях. Очевидно, двигатель очень хорош.

Проект с реанимацией РД-171 набрал вес после того, как головную в отрасли РКК «Энергия» имени Королева возглавил директор «Энергомаша» Владимир Солнцев. РД-171 установлен на ракете «Зенит» и доказал свою надежность. «Зенит», к примеру, обслуживает проекты на международном космодроме «Морской старт» в Тихом океане. Предполагается, что третьей ступенью российской сверхтяжелой ракеты станет двигатель от «Ангары», которая совершила только один испытательный полет. Новая ракета сможет выводить на низкую орбиту 80 тонн, а после эволюции увеличит грузоподъемность до 120 и даже до 160 тонн.

Звучит заманчиво. Однако SSME и SRB совершили 135 полетов с шаттлами. Рейтинг надежности SSME - 100%, SRB – 98,7% (гибель «Челленджера» в 1986 году»). Срок контрольной эксплуатации двигателей SLS – 30 лет. Двигатели только задуманной российской сверхтяжелой ракеты в пилотируемой космонавтике никогда не использовались и имеют очень короткую летную историю.

Однако Владимир Солнцев считает, что проект российской сверхтяжелой ракеты может быть реализован за 5-7 лет. То есть значительно быстрее, чем в Америке с ее финансовыми и технологическими возможностями. За счет чего рекордно резвый темп? Или воскрес Королев? Впрочем, даже его гений не помог выиграть конкуренцию за Луну.

Но еще более важная проблема – отсутствие конкретных задач для нашей тяжелой ракеты. В принятой в РФ Космической программе до 2025 года никаких упоминаний о полете на Луну не имеется. В планах – ракета мощностью 35 тонн. До Луны такая ракета не достанет. Да, наши руководители, посещая предприятия, воодушевляли публику разговорами о Луне и Марсе. Но как дошло до финансов, пришлось спуститься на землю. Жесткая посадка. Минфин окоротил и без того скудный космический бюджет на 2017-2019 годы еще на 15%. Земное притяжение не пускает на другие планеты…

Планированием космической деятельности занимаются и в инновационном центре Сколково. Но даже сколковские мечтатели не могут разглядеть в отдаленных государственных планах намерений отправиться на Луну до 2030 года. Чтобы заглядывать в более отдаленную перспективу, надо быть Циолковским, но ему, как известно, денег из бюджета не давали. То есть ракету сделаем – и опять закроем в ангаре?

И это ключевой момент. На осколках великой космической империи мы способны создать еще немало уникальных конструкций. Играя на патриотической волне, можно воззвать к новой конкуренции с Америкой за Луну и Марс. Даже за всю Солнечную систему! И выбить из бюджета деньги, которые наверняка сгорят в верхних слоях чиновничьей атмосферы. Спрашивать-то будут не с нас. А другие поколения – отговорятся.

Я – за Луну. И за Марс. Но пока все выглядит профанацией и покушением на бюджет.

Сергей Лесков