Posted 18 ноября 2016,, 15:36

Published 18 ноября 2016,, 15:36

Modified 31 марта, 01:10

Updated 31 марта, 01:10

«Пояса затягиваем уже вокруг шеи»

18 ноября 2016, 15:36
Госдума рассматривает самый жесткий бюджет за последние годы — виной тому санкции и низкие цены на нефть.

Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы прошел в пятницу первое чтение в Госдуме. Его удалось принять исключительно голосами «Единой России», остальные думские фракции по давней традиции проголосовали против главного финансового документа страны.

На этот раз бюджет сверстали на три года, а не на один, как в прошлый раз. Но это не значит, что дела пошли в гору. «Бюджет жесткий и отвечает новым экономическим реалиям», — сказал, представляя документ в Госдуме, глава Минфина Антон Силуанов.

Он отметил, что документ можно считать «прогнозируемым», «надежным» и даже «содействующим росту», так как налоги повышаться пока не будут, а инфляция, как обещают в правительстве, снизится до 4% уже к концу 2017 года.

«Мы принимаем бюджет в сложных условиях: это и низкие цены на наши энергоресурсы, это и санкции. Мы думали, что в этих условиях нашу страну разорвет — экономика будет постоянно падать, безработица, инфляция, высокие процентные ставки, никакого доверия к рублю. Но ничего этого не произошло», — фактически ответил Силуанов президенту США Бараку Обаме, который ранее заявлял, что Америке удалось «разорвать в клочья» экономику России.

Тем не менее, судя по основным параметрам нового бюджета, российская экономика хоть и держится на ногах, в любой момент может рухнуть на колени. Прежде всего, он сверстан исходя из консервативной оценки цены на нефть в 2017 году в 40 долларов за баррель. С одной стороны, это хорошо, так как Минфину не придется посреди года урезать бюджетные расходы. С другой, цена на нефть может оказаться гораздо ниже. «Существуют риски краткосрочного падения цен — вплоть до 15−20 долларов за баррель», — предупредил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Россия по-прежнему зависит от экспорта энергоносителей, хотя доля нефтегазовых доходов госказны продолжит снижаться — с 37,4% в 2017 году до 36% в 2019 году. Прочие же доходы по отношению к валовому внутреннему продукту будут сохраняться практически на одном уровне (9,7% ВВП в 2017—2018 годах и 9,6% ВВП в 2019 году), следует из документа.

Другими словами, кроме нефти и газа, других серьезных источников для экономического роста в стране пока не наблюдается. Тем не менее, Минэкономразвития прогнозировало ранее рост ВВП в России в 2017 году на уровне 0,6%, в 2018 году — 1,7%, а в 2019 году — до 2,1%.

Это существенно ниже среднемировых темпов экономического роста, но и этот прогноз может остаться только на бумаге, предположила пришедшая на заседание Госдумы глава Счетной палаты Татьяна Голикова. По ее словам, запланированные темпы роста ВВП могут быть не достигнуты из-за низких доходов населения и недостатка оборотных средств предприятий.

«Показатели незначительного за 2017—2019 годы увеличения реальных располагаемых доходов населения на 1,5%, реальной зарплаты на 4% и продолжение снижения реального размера среднегодовой пенсии на 2,1% не дают основания предполагать, что внутренний потребительский спрос будет расти значительно более высокими темпами», — пояснила Голикова. Мало того, через три года 20,5 млн россиян будут фактически находиться за чертой бедности, уже прогнозируют в Счетной палате.

Что же касается наращивания частных инвестиций как источника экономического роста, то, по словам Голиковой, сначала надо восстановить в стране промышленную базу, а это потребует вложений в экономику на уровне около 4 трлн рублей в год. Правительство же на развитие всей национальной экономики заложило на будущий год всего 2,292 трлн рублей. Причем по отношению к объему ВВП доля расходов по этому разделу бюджета продолжит снижаться в последующие годы с 2,6% в 2016 году до 2,2% в 2019 году, отмечается в заключении, которое подготовил профильный комитет Госдумы.

По большому счету весь бюджет сформирован с учетом десятипроцентного сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2016 год, а также сокращения на 6%, 9%, 11% соответственно в 2017, 2018 и 2019 годах, пояснили в Госдуме. При этом в новом бюджете доля секретных расходов составит 17,1%, причем 11% из них проходит по разделам, не связанным с обороной и безопасностью.

Приоритетными статьями расходов по-прежнему остаются общегосударственные нужды, оборона, безопасность и правоохранительная деятельность. Хотя, как заверили в думском комитете по бюджету, силовые траты, вопреки распространенному мнению, будут сокращаться, а не расти. Так, например, доля расходов на оборону по отношению к ВВП снизится с 4,7% в 2016 году до 2,8% в 2019 году.

Расходы по разделу бюджета «социальная политика», напротив, будут увеличены, но конкретные направления — образование, здравоохранение и культура государство продолжит финансировать по остаточному принципу и даже готово урезать в последующие годы. Хотя в «Единой России» и признали, что такой подход грозит стране катастрофой. «Вложения в образование, здравоохранение — это не расходы, это инвестиции. И без этого кардинального изменения мы не решим главную задачу новой модели экономического роста», — заявил единоросс Андрей Макаров.

Однако по главному вопросу — где брать деньги на развитие, в правительстве и Госдуме пока между собой не договорились. Силуанов заметил, что увеличение социальных расходов приведет к разбалансировке бюджета, который и так дефицитен. Резервный фонд опустеет уже к концу 2017 года, а Фонд национального благосостояния сократится до 3056,2 млрд рублей к началу 2020 года. Государство станет активно занимать деньги на внутреннем рынке. Из-за этого объем госдолга вырастет к 2020 году до 16651,9 млрд рублей. Стоит также отметить, что расходы на обслуживание госдолга уже сейчас превышают траты на здравоохранение или образование.

Парламентская оппозиция предложила правительству в качестве одного из источников наполнения бюджета перейти к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц. Силуанов ответил, что сейчас для этого точно не время, так как бизнес сразу уйдет в «тень», но не исключил проработки этого вопроса после 2018 года.

«Эсеры» указали на другие возможные источники. «Целые отрасли практически ничего не приносят в бюджет — лесная, рыбная, а 50% алкогольной промышленности работает не на казну. Ну, а таможня по-прежнему дает добро контрабандистам, триллион рублей утекает мимо в результате преступлений, которые совершаются при прохождении таможенного контроля», — заявил депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Нилов.

Фракция «Справедливая Россия» по традиции подготовила альтернативный вариант госбюджета, а правительственный назвала «диетическим». «В очередной раз предложено еще потуже затянуть пояса, которые последние два-три года граждане затягивали вокруг шеи», — возмущался Нилов.

В ЛДПР новый бюджет также считают неудачным. «Прошлый был бюджетом ожидания, а этот проедания», — сказал либерал-демократ Сергей Катасонов. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский отметил, что министры неправильно распоряжаются деньгами. «Управление идет по старой „схеме Плюшкина“: в копилку, в копилку, не хватает — добавим», — сказал он и предложил вкладывать деньги напрямую в производство.

В КПРФ бюджет обозвали «колониальным», «олигархическим» и заявили, что США тратят на свою оборону денег больше, чем вся доходная часть российской казны. «Я давно не видел такого беспомощного бюджета, он неизбежно приведет к политическому кризису, долго терпеть не будут», — выдал прогноз лидер этой фракции Геннадий Зюганов.

Впрочем, в партии власти уверены в будущем. «Вот если не сможем платить пенсии и зарплаты бюджетникам, тогда будет настоящий политический кризис. А этот бюджет хоть консервативный, но надежный, он как раз предусматривает определенные социальные гарантии. Пусть они не такие большие, как нам бы хотелось, тем не менее, он гарантирует то, что было обещано», — парировал вице-спикер Госдумы от «Единой России» Александр Жуков.

Ко второму чтению в Госдуме рассчитывают добиться от правительства как минимум увеличения объема бюджетных кредитов регионам, которые оказались по уши в долгах. Также могут быть приняты поправки, касающиеся роста ассигнований на агропромышленный комплекс на уровне 2016 года, перечислил некоторые из возможных изменений Андрей Макаров.

Елена Земскова