Posted 17 ноября 2017,, 15:54

Published 17 ноября 2017,, 15:54

Modified 31 января, 17:32

Updated 31 января, 17:32

Депутаты перераспределили триллион

17 ноября 2017, 15:54
Уровень поддержки госбюджета в Госдуме впервые за последние годы оказался рекордно высоким.

Проект закона о федеральном бюджете на 2018—2020 годы заручился в пятницу поддержкой Госдумы во втором, основном чтении. Несмотря на особый год (в марте должны пройти президентские выборы), депутаты приготовили весьма скромные подарки избирателям. Хотя с подачи чиновников и отдельных депутатов именно новую «трехлетку» называют «бюджетом роста» — в нем заложен прогноз роста ВВП на 2% и самый низкий бюджетный дефицит за последние годы — 1% в 2020 году.

Правда, по словам экспертов, именно сокращение дефицита бюджета, а не развитие российской экономики стало его основным лейтмотивом. При этом сокращать дефицит планируется как за счет увеличения налогов, сборов и иных обязательных платежей, так и путем снижения расходов бюджета на финансирование госпрограмм. Структура самих же бюджетных расходов изменится незначительно — львиная доля средств по традиции приходится на социальную политику, национальную оборону и безопасность, а также правоохранительную деятельность. При этом продолжат расти секретные расходы бюджета и в целом его непрозрачность.

При доработке бюджета ко второму чтению депутаты от «Единой России» развернули масштабную пиар-кампанию. Судя по всему, для них главным было показать, что они активно влияют на правительство и могут пробить нужные поправки. При этом самому профильному комитету по бюджету надо отдать должное — накануне обсуждения законопроекта в Госдуме парламентариям и сотрудникам аппарата пришлось работать до четырех утра.

В итоге, как сообщил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, при подготовке бюджета к решающему чтению только на 2018 год был перераспределен почти один триллион рублей. При этом он заверил, что все предложения по поправкам, с которыми выступало парламентское большинство, «были не просто учтены, а полностью выполнены». «Вот это существенное отличие данного бюджета от любых предыдущих», — с гордостью произнес Макаров.

Правда, если присмотреться к этим самым поправкам, то выяснится, что большинство из них заранее были не только согласованы с правительством, но и принимаются, например, в соответствии с поручениями президента или во исполнение его «майских указов». В этом ряду очередной транш увязшим в долгах регионам, которые дополнительно получат в рамках межбюджетных трансфертов 20 млрд рублей (особенно помогли Чечне, выделив дотаций на 17 млрд рублей). Также восстановили объемы финансирования сельского хозяйства на уровне 2017 года — в сумме 242,3 млрд рублей, то есть на 20 млрд рублей больше, чем предусматривалось вариантом первого чтения, и т. д.

Предвыборный же характер бюджета усилило само правительство. Именно оно выступило с поправками, увеличивающими средства на денежное довольствие военнослужащим — на 52 млрд рублей в 2018 году, 66 млрд рублей — в 2019 году и 121 млрд рублей — в 2020 году.

Несмотря на эти моменты, единороссы представили доработку бюджета как результат «длительных переговоров с массовыми общественными организациями и напряженной работой с правительством».

Впрочем, сами граждане вряд ли непосредственно воспользуются плодами этого «адского» труда. Кому действительно помогли депутаты при подготовке бюджета ко второму чтению, так это, например, госкомпаниям. Так, был увеличен уставной капитал РЖД, Русгидро, ОАК, а ГТЛК дали субсидии на несколько миллиардов рублей. Хотя, хотелось бы надеяться, помощь дойдет до страдающих ВИЧ, онкологическими заболеваниями и туберкулезом — в бюджете для них нашли дополнительные 10 млрд рублей, который пойдут на закупку лекарств. Помимо этого, восстановили финансирование техсредств реабилитации инвалидов на уровне текущего года и дополнительно выделят 36 млрд рублей на книги для слепых. 20 млрд рублей также изыскали на реализацию проектов по благоустройству территорий и 2 млрд рублей на запуск программы по очищению Волги.

В куда меньших масштабах помогут и другим категориям граждан. Тем не менее, только единицам в Госдуме удалось при доработке бюджета, что называется, по крупному помочь родному региону. И единственным депутатом с серьезными лоббистскими возможностями оказался, судя по всему, спикер нижней палаты Вячеслав Володин, который «выбил» 1 млрд рублей на строительство аэропорта в Саратове.

Коммунистка Вера Ганзя просила 2 млрд рублей на строительство метро в Новосибирске, а либерал-демократка Василиса Кулиева на восстановление школы, пострадавшей от взрывов на складе боеприпасов. Но им отказали, как и другим парламентариям, которые, как, например, депутат от КПРФ Алексей Куринный рассчитывали, что раз дали денег на закупку лекарств для ВИЧ-инфицированных, то найдут и для страдающих орфанными заболеваниями. Или если индексируют пенсии военным пенсионерам, то сделают то же самое и в отношении работающих. «Мы платим пенсии пенсионерам в 127 странах мира — 100 тысячам в Германии и 42 тысячам в Израиле, которые от нас уехали, а здесь живущим и работающим не можем их проиндексировать, пенсионеры же не от хорошей жизни пошли работать», — возмущался либерал-демократ Александр Шерин.

При этом сама ЛДПР поддержала бюджет во втором чтении, несмотря на отказ парламентского большинства учесть большинство предлагаемых этой фракцией поправок. Примечательно, что при этом 50 млн рублей с подачи единороссов выделили Институту мировых цивилизаций, учредителем которого является ЛДПР. Такую же сумму, а то и в два раза больше, получат также общественные организации других парламентских партий — КПРФ и «Справедливой России». Но некоторые из них все равно отказались проголосовать за бюджет, назвав его «плохим».

В целом же, уровень «антиподдержки» бюджета в Госдуме впервые за последние годы оказался рекордно низким — за проект новой госсметы отказались проголосовать всего 49 человек.

Елена Земскова