Posted 5 сентября 2019,, 14:48

Published 5 сентября 2019,, 14:48

Modified 30 марта, 16:03

Updated 30 марта, 16:03

Эксперт: Власть в России больше не может «переваривать» оппозицию

5 сентября 2019, 14:48
Сами по себе протесты в Москве, случившиеся в июле—августе, беспрецедентны, поскольку пик активности пришелся на «мертвый сезон», отмечает политолог Виталий Камышев.

Отказ российской власти регистрировать кандидатов от оппозиции на выборах связан с тем, что правящий класс из-за проблем в экономике перестал расширяться. Об этом на заседании политклуба «Росбалта», прошедшего в четверг в московской редакции информагентства и посвященного теме «Выборы на фоне протестов», сказал политолог Виталий Камышев.

Он отметил, что в свое время в современной России была налажена практика «переваривания» оппозиционных лидеров. В частности, напомнил он, один из наиболее известных ныне деятелей правящей «Единой России» — Ирина Яровая — была оппозиционером и заместителем лидера партии «Яблоко» Григория Явлинского. «Ряд людей, подобных ей, был в последствие интегрирован в систему. Почему сегодня власть отказалась от этой тактики, почему она пошла на конфронтацию?», — задался вопросом Камышев.

Отвечая на поставленный вопрос, эксперт процитировал стихотворение Булата Окуджавы: «И пряников, кстати, всегда не хватает на всех».

«Когда были тучные годы, можно было делиться. Сейчас ситуация иная, и правящий класс перестал расширяться. Хотя мелких субъектов политики он также продолжает переваривать, правда, с гораздо меньшими затратами. Именно поэтому (властью) был сделан выбор в пользу силовой реакции (на протесты)», — считает Камышев.

Вместе с тем, в ходе заседания Политклуба было отмечено и то, что российская власть сделала определенные выводы из опыта соседей. В частности, из опыта украинского Майдана 2013-14 годов, который приобрел радикальный характер во многом из-за чрезмерной жесткости тогдашней украинской власти по отношению к протестующим в центре Киева.

Российская власть сегодня, как было отмечено в ходе дискуссии в «Росбалте», действует более гибкими методами. В частности, 31 августа она пошла на беспрецедентное для себя решение — не разгонять несогласованное шествие оппозиции в Москве, что привело к некоторому снижению напряженности в столице накануне выборов в Мосгордуму 8 сентября.

Тем не менее, сами по себе протесты в Москве, случившиеся в июле—августе, беспрецедентны, поскольку они произошли не после выборов, а до них и, к тому же, в разгар летних отпусков. Предсказать чем все может закончиться на этот раз, с учетом того, что на выборах власти, судя по всему, собираются действовать, как обычно, а социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться, сегодня очень сложно, полагает Камышев.