Posted 20 сентября 2019,, 13:37

Published 20 сентября 2019,, 13:37

Modified 31 января, 23:49

Updated 31 января, 23:49

Крымский переворот

20 сентября 2019, 13:37
На полуострове — масштабная кадровая перестановка. По словам экспертов, это вызвано желанием местных властей не допустить «внешнего управления».

Глава Крыма Сергей Аксенов в среду объявил об отставке глав всех городов и районов, объяснив это необходимостью «полной перезагрузки всех органов власти». В пятницу он был переизбран главой республики на второй срок. Выступая в парламенте перед голосованием, Аксенов заявил о необходимости полной модернизации органов управления на полуострове. По его словам, Крым должен стать образцом и центром притяжения для всего Русского мира. Также сегодня глава Крыма передал права на управление правительством вице-премьеру Юрию Гоцанюку. Что стало причиной столь радикальных для регионов кадровых решений?

Владимир Джаралла, крымский политический эксперт:

«Мы видим проявления нынешней крайне „нервозной“ ситуации, в которой находится вертикаль власти Крыма. Некоторое время назад, по данным источников, крымским властям поступило предложение, от которого они не могли отказаться — разделение постов премьера и главы республики, причем тогда речь шла о назначении премьером человека со стороны. Это расценивается практически всеми наблюдателями как желание федерального центра ускорить процессы, происходящие в Крыму в социально-экономической сфере.

Как известно, в Крыму за последние пять лет произошла масштабная модернизация, которой не было за 30 лет в составе Украины. Но при этом четко проявились две тенденции. Федеральные проекты реализуются строго по установленным графикам, а местные проекты постоянно либо опаздывают по срокам, либо погрязают в коррупционных скандалах, либо вообще не осуществляются даже на уровне составления бумаг. Это, естественно, вызывает сильнейшее раздражение правительства, но, по различным причинам, варианты воздействия на крымские власти носят закулисный характер. И вот один из них — появление премьера.

Крымские власти, конечно, совершенно не в восторге от того, что у них мог бы появиться такой „внешний управляющий“. Более того, это фактически означает контроль над всеми экономическими процессами, над которыми сидели только они. Поэтому руководство ищет различные поводы оттянуть появление премьера. Так можно рассматривать и массовую ротацию кадров на местах. Радикальное решение об отставках должно продемонстрировать центру, что крымские власти понимают, что такое исполнительская дисциплина, готовы всех испугать, построить и показать всем, как должно быть.

Второй причиной происходящего может быть попытка проверить, кто из глав администраций целиком и полностью лоялен, а кто способен будет переметнуться к этому „внешнему управляющему“.

Все выглядит как перезагрузка власти, но на самом деле это, наоборот, стремление сохранить единоличную власть и при этом попытаться отстоять определенную бесконтрольность от федерального центра».

Владимир Гарначук, председатель правления общественной организации «Чистый берег. Крым»:

«Решение о массовых отставках, которое озвучили власти Крыма, на мой взгляд, является нарушением закона, и я не понимаю, почему прокуратура Крыма не реагирует. Дело в том, что главы районных администраций являются другой ветвью власти. Это органы местного самоуправления. Таким же образом Сергей Аксенов мог бы отправить в отставку и судей, которые тоже являются отдельной ветвью власти? Это совершенно незаконно.

Власти Крыма своим решением просто показывают, что законы Российской Федерации в Крыму не действуют.

Сергей Аксенов также демонстрирует, что только он один имеет возможности и право назначать и увольнять любого сотрудника органа власти в Крыму. Соответственно, он показывает, что именно он является ключевой фигурой и он должен оставаться в качестве главы республики и премьер-министра.

Решение о том, что эти посты будут разделены, были приняты еще в начале сентября, и речь шла о том, что в Крым будет прислан новый премьер-министр, который не будет подчиняться главе республики и станет вести свою кадровую политику. Аксенов же показал, что это он — главный во власти на полуострове».

Александр Горный, блогер:

«С одной стороны, то обстоятельство, что главы написали заявления об отставках, носит, скорее, ритуальный характер. С другой, надо понимать, что Сергей Аксенов не имеет права принимать такие решения. Есть российское законодательство, согласно которому, в городах есть глава горсовета, а есть глава администрации, который избирается по конкурсу, при участии конкурсной комиссии. Отношения между главами горсоветов и главами администраций — это исключительно отношения „внутри себя“. Поэтому когда Аксенов „отправляет“ их в отставку — это либо незаконно, либо условное действие, а он просто дал административно-властную команду: ребята, мы уходим и ждем, что будет дальше.

Сейчас рассматриваются различные варианты того, как, в связи с переменами, перегруппировать властные органы на местах. Поэтому для одних районных глав отставка будет иметь условное значение, а в других районах произойдут более глубинные процессы».

Илья Гращенков, директор Центра развития региональной политики:

«Когда Сергей Аксенов возглавил Крым, он был выразителем украинских, но пророссийских элит. Сегодня очевидно, что, сохранив свой пост, он должен идти на некоторые уступки федеральному центру. Он был очень удобен, когда контролировал весь Крым, но при этом Москва слабо разбиралась в том, что происходит на территории. Это привело к тому, что мы имели ряд конфликтов разного уровня, начиная от коррупционных дел, заканчивая общим недоверием со стороны Москвы к Аксенову. Даже обсуждался вариант ротации Аксенова вместе с Дмитрием Овсянниковым. Но Овсянников попал под ротацию, а Аксенов остался на своем посту. Поэтому не исключено, что зачистка всех муниципальных глав связана с тем, что на их место придут какие-то новые, более управляемые со стороны Москвы люди.

Подобные ротации бывают тогда, когда Москва оставляет губернатора, который находится под сомнением, но, вместе с тем, менять его не хотят, потому что он обладает рейтингом устойчивости. Подобные примеры мы видим и в других регионах. Глава региона получает возможность выдвинуться на второй срок от власти, но при этом ротировав команду и разделив правительство и губернатора».

Максим Жаров, политолог:

«Разделение глав исполнительной власти республики давно декларировалось Сергеем Аксеновым. Вот сейчас Юрий Гоцанюк назначается исполняющим обязанности председателя совета министров и переформатирует правительство республики Крым. Что касается версии присылки варяга в будущем, то я не думаю, что такой человек появится. В Крыму сейчас такая ситуация, что варяг будет встречен очень настороженно, если не сказать — в штыки.

Хотя, в общем-то, проекты по „удаленному управлению“ Крымом из Москвы были, есть и будут. Есть проекты, допустим, выделения Южного берега Крыма в отдельную „управляющую компанию“, по модели технологической долины МГУ, управления наиболее лакомыми кусками недвижимости. Но, я думаю, что такие варианты пока невозможны. Поэтому тот человек, которого Сергей Аксенов назначает исполняющим обязанности, он и будет руководить правительством.

Отставки глав городов и районов — это тоже личная инициатива Аксенова. В связи с тем, что он переназначен на следующий срок, производится перезагрузка всех исполнительных структур власти сверху донизу. Главы тоже попадают под эту перезагрузку. Таким образом производится ротация управленческих кадров. Постоянные перемещения, кадровые ротации — это фирменный стиль Аксенова».

Дмитрий Ремизов