Posted 9 октября 2019,, 15:42

Published 9 октября 2019,, 15:42

Modified 30 марта, 15:48

Updated 30 марта, 15:48

Юрист: Применение статьи о «неуважении к власти» скатывается к абсурду

9 октября 2019, 15:42

Применение закона об «оскорблении власти» сопровождается множеством несуразностей, считает адвокат международной Агоры Станислав Селезнев. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», применение этого закона только увеличивает количество «оскорблений» в Сети.

По мнению Селезнева, закон появился в качестве своеобразной «компенсации» после частичной декриминализации 282-й статьи УК о «возбуждении ненависти». «Этот закон появился одновременно с так называемой декриминализацией 282-й статьи, которая уже претендовала на звание «интернет-народной», потому что количество приговоров по ней почти достигло 2,7 тысяч за пять лет. Одним из последних громких дел стало дело Марии Мотузной, которая опубликовала какие-то картинки. Статья была такой «народной», что под ее диспозицию можно было подвести фактически любое критическое высказывание либо картинку. Безумное ее применение вызвало такую волну народного возмущения, что без внимания оставить это было невозможно. Власти были вынуждены сделать «шаг назад» с отменой 282-й статьи, но отступать Кремль не привык, и была введена новая статья в КоАП «о неуважении к власти», — рассказал юрист.

По словам Селезнева, формулировки частей 3-5 статьи 20.1 КоАП выглядят такими же размытыми, неконкретными и позволяющими широкие толкования — так же, как в свое время статья 282 УК. И точно так же статья КоАП предполагает отслеживание различных высказываний именно в интернете.

«Учитывая штрафы до 300 тыс. рублей, уровень и широту применения, можно подозревать, что целью ее был максимальнейший контроль за максимально широкими слоями населения, которые высказываются тем или иным образом в интернете. Ровно так и получается. На сегодня мы, правозащитники, отслеживаем уже 52 дела. Ситуация складывается такая, что наибольший резонанс и наибольшее количество привлечений возникает в случае высказываний, конечно, о президенте. И буквально каждое такое высказывание моментально разлетается по всем интернету, становится «меметичным». Люди делают репосты, пытаются комически обыграть эти высказывания, соответственно, правоприменитель тут же отслеживает эти высказывания, что, в свою очередь, влечет еще серию дополнительных привлечений», — сказал эксперт.

Все больше случаев привлечения к административной ответственности по этой статье выглядят сомнительными. «Один из самых абсурдных случаев — это, конечно, 30 тыс. рублей за танец Алены Червяковой в Брянске, потому что никаких исследований при этом не проводилось. Из 45 дел, которые вошли в опубликованный 30 сентября доклад, в 15 делах, то есть в трети дел, не было никаких исследований, никто не устанавливал «надменность», оскорбительность, неприличность формы высказывания. Участковый, сотрудник ЦПЭ, может, сотрудник ФСБ либо судья самостоятельно оценивали высказывания, и суду этого было достаточно, чтобы вынести обвинительное постановление», — констатировал адвокат.

Станислав Селезнев заметил, что не исключено появление «дайджеста» всех этих «антивластных» высказываний. После появления методических рекомендаций МВД по применению этой статьи КоАП количество возбужденных дел осенью снизилось втрое, по сравнению с летними месяцами. И, тем не менее, применение закона продолжает скатываться к абсурду, уверен юрист.

«Формулировки закона не соответствуют абсолютно никаким современным подходам к оценке высказываний, и он не должен был быть принят. Его бесполезно исправлять. Его можно только отменить», — подчеркнул Станислав Селезнев.