Posted 19 ноября 2019,, 12:42

Published 19 ноября 2019,, 12:42

Modified 30 марта, 15:30

Updated 30 марта, 15:30

СМИ: Минюст на вопросы ЕСПЧ об избиениях женщин ответил «дискриминацией мужчин»

19 ноября 2019, 12:42

Правительство РФ не рассматривает домашнее насилие в качестве «серьезной проблемы» и считает, что его масштабы в стране «достаточно преувеличены». Об этом говорится в официальном ответе Минюста РФ в ЕСПЧ, которые рассматривает дела четырех россиянок, включая Маргариту Грачеву, которой бывший муж отрубил кисти рук.

Как пишет «Коммерсант», российские власти даже заявляют, что в ситуации домашнего насилия мужчины больше страдают от дискриминации, потому что в их случае жаловаться не принято. В итоге авторы документа пишут, что России не нужен отдельный закон о домашнем насилии. Пострадавших женщин они обвиняют в том, что те «пытаются подорвать усилия, которые правительство предпринимает для улучшения ситуации».

Напомним, летом ЕСПЧ направил правительству РФ вопросы по делам четырех россиянок, которые пожаловались на неспособность властей защитить их от домашнего насилия и дискриминации. Все эти дела ранее широко освещались в российских СМИ. Наталью Туникову регулярно избивал гражданский партнер; когда он попытался сбросить ее с 16-го этажа, женщина ударила его ножом. Суд признал ее виновной в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, но позже амнистировал. Елена Гершман пережила девять эпизодов тяжелых избиений со стороны бывшего супруга, из-за декриминализации домашнего насилия ей отказали в возбуждении уголовного дела. Также бывший муж похитил у нее маленькую дочь, вывез в другую страну и полтора года не давал им видеться. Ирину Петракову избивал и насиловал муж; он продолжал ее преследовать и бить даже после развода, однажды нанес женщине побои прямо на выходе из зала суда. Его приговорили к общественным работам, но позже и это наказание было отменено. Самое известное дело из четырех — история Маргариты Грачевой. Муж избил ее, когда она предложила развестись. Полиция не отреагировала на жалобы женщины, после этого супруг вывез ее в лес, где топором отрубил кисти рук. Мужчину приговорили к 14 годам колонии строгого режима.

Как отметила адвокат Ольга Гнездилова из «Правовой инициативы» (сопровождает иск Герман), пострадавшие жаловались в ЕСПЧ независимо друг от друга, но поскольку нарушения схожие, ЕСПЧ решил объединить жалобы и задать по ним общие вопросы. Ответы на вопросы ЕСПЧ подписаны замглавы Минюста РФ Михаилом Гальпериным. В ответе признается, что в России домашнее насилие «никогда не рассматривалось в качестве отдельного преступления». Однако указано, что УК и КоАП РФ «содержат более 40 уголовных и не менее пяти административных положений, касающихся различных актов насилия в отношении личности». Также в ответе сказано, что в РФ, как и в других странах, есть проблемы с насилием в семье, однако «масштабы проблемы сильно преувеличены». Более того: говоря о дискриминации, авторы документа «логично предполагают», что мужчины больше страдают, но находятся в меньшинстве. По статистике о насильственных преступлениях, повлекших тяжкие последствия для здоровья или смерть, «большинство пострадавших являются мужчинами», пишет Минюст. Также в ответе говорится, что российское законодательство «полностью соответствует семейно-охранительному подходу, согласно которому чрезмерное вмешательство государства в частную и семейную жизнь нарушает право личности на неприкосновенность частной жизни». А государство «полностью выполнило обязательство по созданию законодательной базы, эффективно решающей проблему домашнего насилия», какие-либо новые законы тут не нужны.

Гнездилова, комментируя ответ, заявила о категорическом несогласии с ним. По ее словам, практика показывает, что существующего законодательства недостаточно для защиты женщин, а само домашнее насилие не относится к вопросам «семейной жизни».

Адвокат Мари Давтян (представляет в ЕСПЧ интересы Ирины Петраковой и Маргариты Грачевой) назвала заявление Минюста о «дискриминации мужчин» в делах о домашнем насилии «каким-то троллингом, который даже невозможно обсуждать всерьез».