Posted 16 декабря 2019,, 10:06

Published 16 декабря 2019,, 10:06

Modified 1 февраля, 00:30

Updated 1 февраля, 00:30

Буря после наводнения

16 декабря 2019, 10:06
В Приангарье влиятельным силам спустя четыре года аппаратной борьбы все же удалось свалить популярного губернатора-коммуниста. Однако впереди новые выборы.

Досрочная отставка губернатора-коммуниста Сергея Левченко, который сам подал заявление об отказе от должности, не стала неожиданностью: уже много месяцев против него велась активная информационная кампания. В вину главе Иркутской области ставили слабую работу по ликвидацией последствий летнего наводнения — пострадавшие до сих пор жалуются на невыплату компенсаций и отсутствие жилья. Однако в регионе не все зависит только от губернатора: в КПРФ считают, что многие проблемы были результатом саботажа, а сама отставка Левченко — следствием давления «сверху». Теперь уже бывший губернатор сегодня заявил, что коммунисты непременно будут участвовать в новых выборах, и он не исключает своего участия.

Илья Гращенков, директор Центра развития региональной политики:

«Наводнение лишь повод для отставки, конечно. Очевидно, что уход Сергея Левченко — это его отказ бороться за область, но вместе с тем и осознанный выбор между мирным уходом и снятием „по недоверию“.

Что касается Тулуна, тут вопрос ко всему штабу по ликвидации: почему тормозятся работы, если руководит им столько федеральных чиновников? И неужели все проблемы были только в самом Левченко? Ведь многие действия саботировали главы районов, единоросы, а теперь они ринутся помогать новому губернатору? Так или иначе, Левченко был эффективным, нормальным губернатором, и его ухода очень долго добивался федеральный центр. Трагедия стала козырем в игре против него, не более, но и тут пришлось долго добивать его рейтинг информатаками по всем госканалам.

Сняли по итогам аппаратной борьбы. Изначально против него были настроены структуры Чемезова и „Ростеха“, затем МЧС и армия при ликвидации последствий поняли, что губернатор-коммунист будет серьезно мешать, когда деньги на восстановление пойдут из закрытых бюджетов. В итоге сам Владимир Путин был настроен против Левченко, и его снятие было предрешено; вопрос был лишь в том, как оно пройдет — добровольно или нет.

Теперь Иркутской областью будут руководить напрямую из Москвы. Деньги пойдут из бюджетов армии, поэтому тему Тулуна будет курировать Сергей Шойгу. Но назначенному врио Игорю Кобзеву еще предстоит избраться, и не факт, что для него это будет просто. Вполне возможно, что придется заливать регион деньгами, как это было на выборах в Приморье в 2018 году»

Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений, кандидат политических наук:

«Конечно, в Иркутской области были проблемы с ликвидацией последствий наводнений и лесных пожаров. И трудно представить, чтобы их не было, потому что в любом российском регионе есть слабые места, в том числе управленческие. Но я не думаю, что это было истинной причиной отставки.

Стихийные бедствия и неприятности от них бывают в самых разных регионах, но мы видели, что как раз проблемы Иркутской области целенаправленно и систематически „подсвечивались“, причем, в первую очередь, прокремлевскими масс-медиа. Проблемы и трудности были реальными, но они были не причиной, а скорее поводом для отставки Сергея Левченко.

Определенную роль сыграла и неспособность команды Левченко построить собственную политику, медийную работу, чтобы противодействовать тому давлению, которое было оказано. Они, может, надеялись на помощь КПРФ в Госдуме. Но это совершенно несерьезный расчет, потому что, во-первых, КПРФ такими ресурсами не обладает, а во-вторых, у меня нет ощущения, что Геннадий Зюганов и его команда были очень заинтересованы в сохранении Левченко. Они, конечно, говорили, что для них иркутский губернатор имеет большое значение, но ни для кого не секрет, что Левченко на определенном этапе рассматривался как соперник для руководства партии. Поэтому не было оснований рассчитывать, что в Москве партийные товарищи будут спасать или поддерживать, когда дело дойдет до чего-то серьезного.

Власть изначально была недовольна, что в Иркутске не просто победил губернатор, выдвинутый КПРФ, но выиграл вопреки расчетам и планам Кремля. Кроме того, Левченко — единственный из губернаторов России, кто решился открыто, прямо и без обиняков высказаться против повышения пенсионного возраста. Ему, кстати, намекали и прямо говорили, что это может ему стоить карьеры, и думаю, именно тогда конфликт с федеральной властью стал непримиримым.

Самый последний момент состоит в том, что периодически возникало представление о федеральном будущем для Левченко, как о политике, который может сыграть какую-то роль не только в Иркутской области, но и выйти на общероссийский уровень. Это тоже многих в Кремле беспокоило.

Область остается „красной“ и, кстати говоря, нет признаков того, что позиции Левченко на момент отставки рухнули. Конечно, они существенно ослабли, но, тем не менее, его сторонники составляют значительную часть электората. Кроме того, „Единая Россия“, как мы помним, потерпела там на региональных выборах сокрушительное поражение. Поэтому протащить кандидата Кремля будет достаточно сложно — вне зависимости от того, будет ли это Игорь Кобзев или кто-то еще. Думаю, сейчас наступит некоторая политическая пауза. А вот осенью область ждет реальная борьба на выборах, и никаких нет гарантий, что победит человек, на которого поставил Кремль».

Анатолий Баранов, публицист, главный редактор «ФОРУМ.мск»:

«Сергей Левченко с формальной точки зрения был „удачным“ губернатором. При нем бюджет Иркутской области увеличился в два с лишним раза, там были вполне хорошие социальные показатели и т. д. Другое дело, что Левченко был губернатором, не совсем согласованным с Кремлем. Он, прямо скажем, выиграл выборы, когда на должность губернатора из Москвы рассматривался другой человек. Поэтому даже на его успехи смотрели с некоторым неудовлетворением. А в последнее время, особенно после наводнения — которое произошло, конечно, не по вине Левченко, — прошла мощнейшая PR-кампания федерального уровня против него. Итогом этой кампании и стала отставка. К сожалению, все происходит вот так.

В Иркутскую область моментально назначен „исполняющим обязанности“ Игорь Кобзев — человек из структур „в погонах“. Скорость, с которой он был назначен, позволяет предположить, что и отставка, и это назначение не были спонтанным решением для Кремля. Но совершенно непонятна ситуация, когда человека в первый же день назначения губернатором еще и в звании повышают. Теперь, наверно, вице-адмирал (т. е. с двумя звездами на погонах) Сергей Меняйло в должности полпреда СФО будет чувствовать себя неуютно, когда у него в подчинении оказался старший по званию.

Левченко был местный, иркутский политик, и он, безусловно, вписан очень хорошо в тамошнюю реальность, а человек, которого прислал Кремль — „варяг“. Кобзев не имеет опыта регионального управления — он из пожарного надзора. Логика у Кремля есть, но она представляется крайне непродуктивной. Тот же полпред Меняйло был со скандалом отставлен с должности губернатора Севастополя. Он из числа неудавшихся руководителей региона, а теперь в его округе еще один такой эксперимент ставится — то ли получится, то ли не получится…»

Илдус Ярулин, директор института социально-политических технологий и коммуникаций ТОГУ, доктор политических наук:

«Сыграло свою роль не только наводнение. Наводнение — это уже жирная точка. А начиналось все гораздо раньше — с первых „сливов“ информации. Кто-то же был заинтересован в публикации фотографии по убийству спящего медведя. Обычно, чтобы такое прошло, нужна какая-то команда.

Сейчас вся Сибирь находится в состоянии брожения, и Иркутская область — не исключение. Речь идет о выборах 2021 года, и за 9 месяцев, которые остались до выборов губернаторов в сентябре 2020 года, надо или расчистить поле, или окончательно определиться — кто и с кем.

Тем более, что не самые лучшие времена сейчас переживает КПРФ: ожидается смена Геннадия Зюганова — все-таки и возраст у него, и в его окружении достаточно много людей, которые хотели бы возглавить партию. И поэтому здесь идет торг — и за спиной, и непосредственно с лидерами. Если с Владимиром Жириновским это как-то проще решается, то Зюганов держится за власть в партии и, видимо, с ним трудно будет договориться о добровольном уходе. Внутри самой КПРФ есть силы, которые хотят прийти на смену Зюганову, и им для этого нужны какие-то имиджевые потери для КПРФ, чтобы показать несостоятельность и неспособность Зюганова договариваться с высшей властью.

Сергей Левченко здесь стал разменной монетой, хотя позиции в Иркутской области у него достаточно сильные, там есть подвижки и улучшение социально-экономической ситуации. Но, с другой стороны, край расколот, много непонятного, и, видимо, все-таки решили туда завести более-менее сильную фигуру, которая потом пойдет и на выборы. Но это не нынешний исполняющий обязанности губернатора. Так же, как и Ростислав Гольдштейн в Еврейской АО. Это промежуточные фигуры — на время, для того, чтобы оценить ситуацию, которая возникнет после отставки Левченко, и уже тогда постепенно заводить в регион сильную и крепкую фигуру, которая сможет победить на выборах».

Дмитрий Ремизов