Posted 23 января 2020,, 19:18

Published 23 января 2020,, 19:18

Modified 30 марта, 15:04

Updated 30 марта, 15:04

В Конституцию предложили добавить поправку о культуре

23 января 2020, 19:18

Члены рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, пианист Денис Мацуев и художественный руководитель театра «ET CETERA» Александр Калягин предложили закрепить в законе статус о культуре. Об этом сообщает РАПСИ.

«В ходе заседания рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ Александр Калягин озвучил предложение, выработанное совместно с коллегами по творческому цеху, входящими в группу, по включению в Основной закон поправки в статью 70», — говорится в сообщении.

Предлагается дополнить статью 70 Конституции РФ третьим пунктом, посвященном культуре, в следующей редакции: «Культура России является уникальным наследием многонационального народа. Она поддерживается и охраняется государством».

Ранее Госдума приняла в первом чтении изменения в Конституцию РФ, инициированные президентом. Изменения вносятся в положения двадцати двух статей глав 3-8 Конституции, после чего их планируется вынести на общественное голосование (не референдум).

В статье 75 Конституции предлагается установить, что МРОТ в России не может быть ниже прожиточного минимума. Также закрепляется обязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат. На конституционном уровне определяется, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.

В статью 79 Конституции вводится норма, по которой в России не будут подлежать исполнению решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в истолковании, противоречащем Конституции РФ. Вместе с тем, этот вопрос подлежит вынесению на рассмотрение Конституционного суда.

Законопроектом также предусматривается закрепление в Конституции РФ обязательных требований к высшим чиновникам, федеральным парламентариям и судьям в части возрастного ценза и отсутствия у них гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего права на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Проектом также усиливаются требования к кандидату на должность президента РФ. Так, в статье 81 Конституции предлагается закрепить требование о постоянном проживании кандидата на территории России не менее 25 лет (сейчас — не менее 10 лет), а также об отсутствии у него иностранного гражданства или вида на жительство или иного документа, подтверждающего права на постоянное проживание на территории иностранного государства, причем не только на момент участия в выборах, но и ранее. При этом требования не будут распространяться на граждан, ранее имевших гражданство иностранного государства, которое или часть которого была принята в Российскую Федерацию.

Помимо этого, устанавливается, что одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков (до сих пор было «подряд»).

Также уточняется процедура формирования правительства РФ. Согласно документу, Госдума будет не давать согласие, как сейчас, а утверждать кандидатуру премьер-министра, однако по представлению президента РФ, который также сможет отправить председателя правительства в отставку. Он же в случае троекратного отклонения Госдумой кандидатуры премьера будет вправе распустить палату и назначить новые выборы.

Вместе с тем Госдума получит новое право по утверждению кандидатур вице-премьеров и федеральных министров, кроме силовых и МИД, вносить которые на ее рассмотрение будет премьер-министр. Президент будет обязан назначить министров, которых утвердит Госдума, однако он же сможет в любой момент отправить их в отставку.

Согласно проекту, президент будет вправе освободить от должности председателя правительства без отставки всего правительства. В этом случае сохраняется прежняя структура федеральных органов исполнительной власти.

Изменениями также усиливается роль Совета Федерации, который будет участвовать в консультациях по назначению президентом силовых министров и прокуроров субъектов РФ. Сенаторы также смогут по представлению президента прекращать полномочия судей Конституционного и Верховного судов, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи, а также в иных, предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Помимо этого, в Конституцию вводится положение о Госсовете, который будет формироваться президентом в целях «обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики». Статус этого органа будет определяться специальным федеральным законом.

Президент также фактически получит второе право вето, так как сможет обращаться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания. Если суд не подтвердит конституционность закона, глава государства сможет вернуть его в Госдуму без подписания. В отношении федеральных конституционных законов право обратиться в Конституционный суд появляется у президента сразу после поступления к нему одобренного парламентом закона. А в отношении федеральных законов — в случае, если закон уже был отклонен президентом и после повторного рассмотрения парламентом одобрен в ранее принятой редакции.

Отдельными нормами сокращается количество судей Конституционного суда с 19 до 11. Конституционному суду предоставляется право по запросу президента проверять конституционность законов субъекта РФ.

Проектом также предлагается установить в Конституции принцип единства публичной власти и закрепить, что систему публичной власти составляют органы государственной власти и органы местного самоуправления.