Posted 27 марта 2020,, 18:10

Published 27 марта 2020,, 18:10

Modified 30 марта, 14:37

Updated 30 марта, 14:37

Анатомия слухов: с фейками воюют без выходных

27 марта 2020, 18:10
Эпидемия COVID-19 остается в центре всех, даже сугубо политических дискуссий, остальные темы отброшены на обочину.

Главных тем на уходящей неделе было три. Сколько на самом деле в России зараженных новым вирусом, какую форму усиления эпидемиологических ограничений власти, в итоге, выберут (потому что мало кто сомневается, что это придется делать) и, наконец, как проходила подготовка к обращению президента, кого он реально слушал при составлении текста своего выступления. Это все, разумеется, не учитывая традиционных фейков о генетическом оружии, выведении вируса в военных лабораториях то ли Китая, то ли США и других утех конспирологов.

Паникеры — союзник вируса

В соцсетях и даже отдельных медиа циркулируют сразу несколько слухов. Главный — о скором введении в России или, как минимум, в Москве режима чрезвычайного положения. Он сейчас базируется на сообщении ряда депутатов Мосгордумы о том, что их попросили прислать адрес места жительства для рассылки уведомлений на случай отключения интернета.

В принципе, регламент безопасности предусматривает такую предосторожность и без объявления ЧС. Так что руководство столичного парламента просто могло выполнить забытую обязанность, потому что еще недавно это требование казалось всем абсурдным. Ну как может пропасть интернет? А сегодня чиновники исключать не могут ничего и стараются точно выполнить регламенты, чтобы потом их не наказали за отсутствие какой-либо технической информации.

Проблема в том, что это предложение, если оно и правда было, наложилось на слухи о том, что сотрудников государственных медиа также попросили сдать паспортные данные. Якобы, чтобы подготовить им какие-то спецдокументы. То есть, опять же, в этом усмотрели подготовку к специальному пропускному режиму, что, в принципе может означать и просто ограничение общения с властями, которые боятся заразиться. Но в глазах заметной части комментаторов это шаг к введению режима чрезвычайной ситуации. При этом Роскомнадзор неустанно преследует всех, кто распространяет фейки о скором введении комендантского часа в Москве.

Тем более, домыслы о том, что количество больных выше, чем по официальным данным, не прекращаются, несмотря на усилия властей и даже формирование в Следственном комитете спецгруппы по борьбе с фейками. Теперь, вдобавок ко всему, в регионах пошли слухи о том, что во всем виновато «местное начальство и богатеи», которые завозят вирус из Москвы. В некоторых СМИ так и пишут «привез вирус из столицы», что, понятное дело, создает почву для розни и пугает власти.

Попутно обсуждаются вполне реальные новости про «противовирусные» учения военных. При этом вполне нейтральная информация тоже подчас становится почвой для раздувания медиа-истерии. Здесь можно упомянуть внесение в Госдуму проекта закона, который позволяет премьер-министру вводить режим ЧС.

Обращение к нации

Собственно, многие ждали, что режим ЧС в среду объявит Владимир Путин в своем экстренном телеобращении к нации, которое президент сделал, отказавшись от поездки в Санкт-Петербург. Путин, судя по озвученным им планам, всерьез воспринимает угрозы, которые несет эпидемия. То ли на него так повлияло посещение «коронавирусной больницы» в Коммунарке, то ли, по другой версии, тот факт, что COVID-19 поразил его старого знакомого и практически ровесника по пребыванию во власти, принца Монако Альбера Второго. Как известно, пример лично знакомых людей играет особую роль.

Кроме того, по соцсетям ходят непроверяемые слухи, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков успел встретиться на какой-то вечеринке с певцом Львом Лещенко, который сейчас сам лечится в Коммунарке. Там же уже, якобы оказалось несколько человек, которые с ним контактировали после 11 марта, когда он прилетел из США. Затем Песков рассказал о заболевшем сотруднике непосредственно АП. Иначе говоря, «снаряды» рвутся совсем близко, и президент не мог это не оценить.

При этом сам пакет предложений, озвученных в обращении 25 марта, похоже, готовился в спешке. Силовики, первый-вице-премьер Андрей Белоусов, премьер Михаил Мишустин, вице-премьер Татьяна Голикова и глава ЦБ Эльвира Набиуллина якобы передали президенту свои предложения, а он с руководителем своей референтуры Дмитрием Калимулиным и первым замглавы администрации президента Алексеем Громовым уже составляли финальный текст.

Причем в итоге сам Путин якобы остался не вполне доволен результатами, но было решено исправлять ошибки на ходу. Саму изящную формулу — объявить неделю выходных, но не называть это карантином, чтобы не ронять рейтинги, якобы придумал Алексей Громов.

В итоге видео записали журналисты телевизионной группы телеканала «Россия», которые всегда «дежурно» ездят с президентом, и оно пошло в эфир даже в обход его пресс-службы. Следствием этого, как говорят, и были мелкие технические проколы, которых раньше в таких выступлениях не допускались. Вроде правой руки, которую глава государства часть времени держал под столом.

Иван Преображенский