Posted 4 сентября 2020,, 12:50

Published 4 сентября 2020,, 12:50

Modified 1 февраля, 02:25

Updated 1 февраля, 02:25

Анатомия слухов: кланы ответят за криминальное прошлое

4 сентября 2020, 12:50
Россия рассчитывает на милость Запада, Лукашенко — на доброту Москвы, только Фургалу надеяться не на что.

Главной темой для околополитических слухов остается отравление Алексея Навального. Его обсуждают не только в России.

Кремль придумывает способы реагирования на жесткую реакцию Запада. После того, как немецкие врачи заявили, что самый известный российский оппозиционер был отравлен веществом группы «Новичок», Евросоюз и США по сути взяли паузу в любых своих контактах с Россией. Там решают, на каких мерах против Кремля остановиться, если вообще принимать их, в связи с обвинениями российских властей в том, что они пытались избавиться от самого известного отечественного оппозиционера. Слухи о возможной реакции Запада ходят самые разные.

Западные санкции: за и против

Начать с позиции отдельных стран. США вроде бы требуют новых санкций, причем как правящая Республиканская, так и оппозиционная Демократическая партии. В Евросоюзе за санкции однозначно три балтийских постсоветских государства и Польша. Чехия приостановила обсуждение «нормализации» отношений с Россией, которые вообще-то и так были близки к полной заморозке. Ходят слухи, что она, как и Словакия, которая недавно обменялась с Кремлем высылками дипломатов, тоже скорее поддерживают новые санкции. Требуют новых санкций немецкие «зеленые», а также коллеги по партии немецкого канцлера Ангелы Меркель, сама она склоняется тоже к этому варианту. Симпатизирующие нынешнему российскому режиму политики и бизнес, который не хочет снова нести финансовые потери, в ФРГ в явном меньшинстве. При этом немецкие власти хотели бы, как ходят слухи, и санкции ввести, и «Северный поток — 2» достроить, несмотря на жесткое давление США по этому вопросу.

Пока на паузу этот вопрос поставила Франция. Эммануэль Макрон регулярно созванивался в последнее время с Владимиром Путиным. Кремль нужен Франции как союзник по Ливии против Турции, а также шире — как партнер для Парижа и Афин с противостоянии с турками на Средиземном море из-за обнаруженных там месторождений энергоресурсов. Турецкий лидер Реджеп Эрдоган, судя по его заявлениям, готов даже к военным действиям против своих формальных союзников по НАТО. И тут как минимум нейтралитет, а лучше — готовность Кремля надавить на Турцию — для Франции очень важны. Там понимают, что для России невыгодно, чтобы турки начали полномасштабно добывать природный газ, отказавшись от поставок российского и тем самым «похоронив» трубопровод «Турецкий поток», а может быть и российский «Голубой поток» вместе с ним.

Великобритания, хотя уже почти и не в ЕС, активно выступает за введение санкций, напоминая о деле Скрипалей. Скорее всего, в поддержку их введения выступят и скандинавские страны. Что касается Южной Европы, то там против может высказаться разве что Италия. Есть у Москвы слабая надежда также на Венгрию и Австрию. Хотя из последней не так давно впервые в истории выслали российского дипломата.

В общем и целом баланс сил скорее в пользу введения новых санкций. Соответственно в Москве многие склоняются якобы к тому, чтобы создать хотя бы видимость расследования по делу Навального. С этой точки зрения заявления о том, что «отправили в Германию почти здорового человека», а уже там у него в организме появились следы яда, направлены, возможно, на внутреннего потребителя новостей. Ему же надо будет как-то объяснить, что будут искать российские правоохранители, если расследование все же начнется.

Пока же Кремль тянет время, и некоторые люди во власти якобы даже рассчитывают, что из-за других своих проблем Запад предпочтет постепенно вообще спустить тему Навального на тормозах. Заявления таких вполне пророссийских дипломатов и стратегов, как, например, глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер, о том, что с Москвой больше вообще нет смысла пытаться договариваться, в Кремле или не слышат, или стараются пока не замечать.

Беларусь: интеграция или коллаборация

Еще одна потенциально санкционная тема для России — это отношения с режимом Александра Лукашенко. Белорусский лидер оказался в ловушке из-за массовых протестов, и Кремль старается это использовать. У правителя Белоруссии, которого на Западе многие теперь называют узурпатором, фактически существуют две альтернативы: договориться с оппозицией, пустив ее во власть, или «лечь» под Россию и согласиться на ее проект «глубокой интеграции».

В обоих случаях при этом Лукашенко наверняка потеряет власть в течение ближайшего года-двух. При соглашении с оппозицией, которое обеспечит ему относительную лояльность Запада, он уйдет в результате новых выборов. Москва же, скорее всего, просто лишит его всех полномочий, возможно, оставив на посту президента. В обоих вариантах, по сути, для белорусского правителя важнее, какие гарантии ему обещают. Ну и где выше шансы обмануть вторую сторону переговоров и попытаться усидеть, сохранив власть, когда-либо протесты будут подавлены, либо наоборот Москва от него отстанет.

Ходят слухи, что Кремль выставил поэтому Лукашенко жесткий ультиматум, от которого тот пытался откупиться своими лоялистскими заявлениями о якобы перехваченном разговоре европейских политиков, свидетельствующем о том, что отравление Алексея Навального сфальсифицировано. Но российский премьер Михаил Мишустин даже не стал обсуждать с ним эту тему.

От Лукашенко требуют, чтобы он приехал на поклон к Владимиру Путину, обнародовал именно из России план конституционной реформы, который де-факто превратит Белоруссию в российский протекторат, и начал бы приватизацию белорусской госпромышленности по российским лекалам. Естественно, частью этого плана являются и российские военные базы. Российскому правящему классу нужна эта экспансия, потому что его доходы внутри страны снижаются и борьба за финансовые и промышленные ресурсы обостряется.

Фургал — не последний?

Ходят слухи, что Кремль дал команду на уничтожение кланов, вышедших из криминала 1990-х гг., которые давно стали гармоничной частью нынешнего правящего класса. На этих людей всегда есть компромат, при этом, как показал пример Сергея Фургала, они слишком независимы в своем поведении.

Кстати, как раз по примеру суда над Фургалом и слухов, которые вокруг него распускают, и видно, что такой план действительно может существовать. Теперь уже следствие сообщает, что в бизнес-структуре Фургала было подразделение, которое занималось ликвидацией неугодных ему лиц. Как радостно комментируют это анонимные телеграм-каналы, близкие к силовикам, получается, что экс-губернатор Хабаровского края фактически был ставленником преступного мира, его общественным делегатом. Якобы Фургал и его группа даже создали модель мобилизации финансовых ресурсов и медийных структур для последующего делегирования представителей преступного мира в федеральные структуры.

Такая же история с «авторитетным» бизнесменом Быковым в Красноярском крае. И процесс этот к концу 2020 года якобы может стать гораздо шире и захватить едва ли не полстраны. Криминал-то встраивался во власть повсюду. Правда, делал он это чаще всего вместе с «союзными» силовиками. И вот тут главный вопрос: как силовики того времени, которые сейчас в России могут находиться у власти, намерены отделять криминальных мух от своих котлет.

Иван Преображенский