Posted 20 октября 2020,, 17:47

Published 20 октября 2020,, 17:47

Modified 1 февраля, 02:48

Updated 1 февраля, 02:48

Эксперты: При нынешней экономической модели Россию после пандемического кризиса ждет стагнация

20 октября 2020, 17:47
Правительство не заложило в базовый и консервативный варианты макропрогноза вторую волну коронавирусной инфекции.

Прогноз правительства, ожидающего роста российской экономики в ближайшие годы на 3% и более, необоснованно оптимистичен. Эксперты, как сообщает РБК, считают, что без изменения действующей экономической модели в условиях сокращения населения, снижения спроса на нефть и падения реальных доходов граждан Россию после пандемического кризиса ждет стагнация.

Так, по мнению ректора Российской экономической школы (РЭШ) Рубена Ениколопова, надежды правительства на быстрое восстановление экономики не оправданны. «Мало того, что в прогноз Минэкономразвития не заложена вторая волна (COVID-19), не совсем понятна обоснованность такого оптимистичного прогноза по росту в 2021-м и особенно в 2022 году», — замечает он.

Отметим, что правительство не заложило в базовый и консервативный варианты макропрогноза вторую волну коронавирусной инфекции, хотя в документе указывается, что она остается «ключевым источником риска для параметров прогноза». Например, в базовом варианте макропрогноза ожидается, что ВВП России вырастет на 3,3% в 2021 году после падения на 3,9% в 2020 году. В 2022 году темпы роста ускорятся до 3,4%, в 2023 году составят 3%.

Однако, замечает Ениколопов, никаких структурных изменений в экономике, конкретных мер, способных обеспечить долгосрочное повышение темпов роста ВВП, не заложено. Ректор РЭШ добавил, что пока идеи защиты инвесторов, снижения рисков государственного вмешательства, дерегулирования экономики «остаются на уровне риторики», тогда как очевидными проблемами остаются слабая защита прав собственности и высокие риски инвестиций для частного некрупного бизнеса, у которого в отличие от госкорпораций и крупных игроков, нет лоббистских возможностей.

Согласно базовому варианту прогноза, в 2021 году ожидается рост инвестиций на 3,9% после спада на 6,6% в текущем году. В консервативном варианте прогноза указывается, что накопленные убытки компаний будут сдерживать восстановление прибыли и, как следствие, инвестиционной активности. Предполагается длительное сохранение пониженной деловой активности в отраслях, деятельность которых была ограничена в целях борьбы с распространением COVID-19.

По словам ректора РЭШ, без диверсификации экономики Россия не способна достигнуть долгосрочных темпов экономического роста в условиях падения спроса на нефть и сокращения рентных доходов. Так, уверен эксперт, если экономическая модель не будет изменена, то страну ждет стагнация. «Четкого, ясного видения стратегии экономического развития страны сейчас не сформулировано. <…> Пока что все выглядит так, как будто мы считаем, что у нас нормальная экономическая модель, так все и будет, но немножко надо подрихтовать. Если это нормальная экономическая модель, то мы будем наблюдать примерно те же темпы роста, что мы наблюдаем последние десять лет. По сути, это стагнация», — сказал Ениколопов.

Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева со своей стороны отмечает, что затяжной спад денежных доходов россиян в долгосрочной перспективе будет сдерживать выход российской экономики из стагнации. «Какой экономический рост мы хотим при падающих доходах населения?» — сказала она. По словам эксперта, главная стратегия выживания россиян в условиях падения денежных доходов — это экономия и минимизация расходов, что неизбежно будет сдерживать потребительский спрос.

Малева добавила, что основную часть социальных трансфертов государство во время острой фазы пандемического кризиса направило семьям с детьми, но одна из самых пострадавших категорий населения — работники до 30 лет, не имеющие детей, — получили минимальную помощь от властей. Именно эта группа сейчас входит на рынок труда, а их трудовая жизнь начинается с шока: «нет ни работы, ни денег», отметила Малева.

«Я думаю, что речь может идти не только о краткосрочных, но и среднесрочных последствиях: так недолго и трудовое поколение потерять», — предупредила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

Кроме того, структурным ограничением развития российской экономики является сокращение численности населения. Напомним, ранее правительство уже двукратно ухудшило оценку сокращения общей численности населения России по итогам 2020 года — на 352,5 тыс. человек. Общая демографическая ситуация будет ухудшаться в том числе и из-за того, что во время острого кризиса возникают так называемые «каникулы в беременности», семьи откладывают планирование детей.

«Соответственно, в начале 2021 года мы должны ждать еще большую яму в рождениях», — прокомментировала Малева.