Posted 20 ноября 2020,, 09:10

Published 20 ноября 2020,, 09:10

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Анатомия слухов: административная зачистка и большой передел

20 ноября 2020, 09:10
Кормовая база российского правящего класса продолжает сокращаться, что затрагивает уже самые верха элиты.

Несколько государственных ведомств в 2021 году могут просто закрыть. С ними под секвестр грозят отправить и некоторые госкорпорации. Такие слухи пошли еще до того, как премьер-министр Михаил Мишустин объявил о начале новой «административной реформы», в рамках которой уже упразднены Роспечать и Россвязь. В то же время, продолжают «закрывать» и людей, которые в 1990-е годы считались связанными с криминалом. Ходят слухи, что это стратегия, одобренная руководством страны.

Сейчас «под раздачу» попал аудитор Счетной палаты Михаил Мень. За ним, по версии следствия, числятся грешки в тот период, когда он руководил Ивановской областью. Параллельно Путин назначил пару новых губернаторов. При этом Кремль должен был уже определиться и с предварительным списком «желательных» депутатов будущей Госдумы, но пока съезды партий отменяются из-за ковида, так что ситуация с подготовкой к выборам 2021 года остается подвешенной.

«Лишних» чиновников уволят

Денег не хватает и Кремль пытается найти способы сэкономить. «Геополитические» расходы, вроде гуманитарной помощи Нагорному Карабаху, затрат на миротворцев или кредитов зарубежным союзникам, российские власти сокращать не готовы. Они предпочитают, чтобы пояса затягивали россияне.

На здравоохранении сейчас экономить рискованно, граждане вряд ли это оценят, поэтому под нож идут расходы на образование и социалку, что вроде бы даже привычно. Но теперь вот ужаться предлагают чиновникам и даже силовикам.

Внутри властной вертикали началась своего рода игра в «третьего лишнего». Лоббисты пытаются добиться расформирования неугодных для них ведомств или госкорпораций с целью последующего перераспределения бюджетов и полномочий.

Административно-политические вопросы здесь тесно переплетаются с экономическими. В частности, под конец недели подтвердились слухи об упразднении федеральных агентств Роспечать и Россвязь. За несколько дней до этого всем, кто готов слушать, об этом уже рассказал бывший журналист, а ныне глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн. И хотя не все ему сразу поверили, по крайней мере, стало очевидно, что одна из группировок в российском руководстве добивается именно такого развития событий.

В связи с этим примечательно, что совсем недавно свой пост оставил куратор медиа-отрасли в Минсвязи Алексей Волин. Он был ярким представителем той чиновничьей школы, которая предпочитала регулировать работу медиа деньгами: штрафами или подачками. К тому же поколению управленцев можно отнести главу Роспечати Михаила Сеславинского.

Этим они отличаются от главы Россвязи Олега Духовницкого, которого можно отнести к команде первого замглавы администрации президента Алексея Громова, сторонника, как говорят, жесткого подхода к нелояльным СМИ, вплоть до их закрытия. К команде этого же кремлевского руководителя, кстати, относится и преемница Волина — Бэлла Черкесова, бывшая сотрудница кремлевской пресс-службы, которую ранее возглавлял Громов, а затем управления президента по общественным связям и коммуникациям.

Исходя из того, что многие решения в России сейчас принимаются на персональной основе, появился слух, согласно которому Роспечать и Россвязь объединят, значительно сократив численность сотрудников, а начальником новой структуры станет Духовницкий.

Однако рассматривался и вариант, что Кремль и вовсе ликвидирует обе эти службы, а часть их сотрудников вольется напрямую в профильное министерство. Так в итоге и получилось. Согласно указу Владимира Путина, функции упраздненных Роспечати и Россвязи передаются министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое возглавляет Максут Шадаев.

В целом, по планам Мишустина, в рамках реформы в центральных аппаратах федеральных ведомств штаты сократят на 5%, в территориальных органах — на 10%. Хотя уже ходят слухи, что численность тех департаментов, которые сохранятся в министерствах, не будет превышать 40 человек. При этом кремлевскую администрацию, которая разрастается практически каждый год, трогать не станут.

Также сейчас многие вспоминают предложение Минфина основательно сократить финансирование военных. Речь именно о «социальной» составляющей, а не, например, о закупке продукции ВПК. Российские власти предпочитают экономить не на оружии, а на людях, которые его применяют. В особенности на тех, кто уже выполнил эту свою функцию.

Еще одним «попавшим под сокращение» якобы может стать глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Ходят слухи, что его госкорпорации грозит полное закрытие, раз уж никакой особой пользы государству от нее, как говорят источники, близкие к правительству, не получило.

С другой стороны, есть версия, согласно которой это сам Чубайс и его окружение активно поддерживают такие слухи. Бывший «главный российский либерал» якобы очень хочет возглавить более перспективную госкорпорацию по освоению Арктики. Уже сам факт глобального потепления, в котором Чубайс наверняка не сомневается, говорит, что по этому региону работы хватит на много лет вперед.

Выбор пал на Меня

Ничего не предвещало внезапного задержания аудитора Счетной палаты, а ранее губернатора Ивановской области и главы Минстроя РФ Михаила Меня, сына известного православного священника и богослова. Впрочем, это не тот случай, когда ребенок пошел по стопам своего родителя. Репутация у Меня-младшего весьма противоречивая, и есть утверждения насчет того, что его работа в той же Ивановской области сопровождалась, например, ростом давления на местных журналистов.

Сотрудники СМИ первыми и сообщили Меню о его проблемах с законом, причем сам он заявил, что это неожиданность и что он ничего не понимает. Тем не менее, бывший губернатор был задержан после допроса в Следственном комитете по обвинению в растрате 700 млн рублей. Правда, затем суд назначил ему довольно мягкую меру пресечения в виде «запрета определенных действий на два месяца».

Сразу пошли слухи, что атака силовиков на Меня — это часть компании по очистке власти от «людей из девяностых», про которых сложился стереотип, что у них было криминальное прошлое. То есть Мень тут оказался в одной компании, скажем, с авторитетным красноярским бизнесменом Анатолием Быковым. Теперь вот якобы «чистят» большой клан, выросший из подмосковной администрации того времени (Мень успел побывать вице-губернатором Московской области в то время, когда регион возглавлял Борис Громов).

Кроме того, Владимир Путин принял внезапную отставку губернатора Мордовии Владимира Волкова, а на его место назначил бывшего премьера Дагестана Артема Здунова. Перевод экс-главы дагестанского правительства в другой регион понятен — он был ставленником прошлого главы республики Владимира Васильева, и при назначении новым руководителем генерала Сергея Меликова должен был сменить место работы. Тем более, что сам Здунов по национальности мордвин, хотя родился и вырос в Татарстане.

Это решение в Кремле совместили с назначением новым губернатором Белгородской области вице-премьера правительства Ставрополья, бывшего вице-губернатора Севастополя Вячеслава Гладкова. Бессменному, как казалось, Евгению Савченко, его предшественнику, пришлось уйти и под давлением Кремля, и по состоянию здоровья. Он провел это как спецоперацию и даже оставил себе преемника, назначив первым вице-губернатором бывшего главу Российского экологического оператора (РЭО) Дениса Буцаева. Однако в Кремле это решение не согласовали. При этом Гладкова называют выдвиженцем первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. Буцаев же, назначение которого на Белгородскую область якобы не устроило спецслужбы, в пятницу вернулся на пост главы РЭО.

С 2021 годом еще ничего не ясно

Ну а слух, который затрагивает практически всех, касается возможного введения нового локдауна в Москве, а может, и в общероссийском масштабе. Каким он будет, еще не решено, но ответственность за проведение в жизнь непопулярных ограничений в любом случае останется на губернаторах и только лишь отчасти ляжет на правительство.

Эта перспектива уже повлияла на партийные предвыборные съезды. В теории, они должны были пройти до конца 2020 года и утвердить параметры участия партий в парламентских выборах, намеченных на сентябрь 2021 года. Но, вроде бы, съездов сейчас не будет ни у кого, включая «Единую Россию».

Соответственно, остаются пока и шансы изменить предвыборную конфигурацию, переписать списки потенциальных кандидатов, добавив в них «своих» людей. И все околокремлевские лоббисты этим возникшим «окном» активно пользуются.

Тем более, что, судя по последним репрессивным законопроектам про физических лиц — иностранных агентов, Кремль окончательно определился с тем, что никакие оппозиционеры на выборы 2021 года допущены не будут ни в каком виде. Слухи об этом, ходившие и ранее, таким образом, подтверждаются.

А значит выборы станут практически безальтернативными. Так что для обретения вожделенного мандата остается только вписать своего кандидата в «кремлевский» список. Что, естественно, повышает и конкурентность процесса «вписывания» и, кстати, его коррупционность.

Иван Преображенский