Posted 24 февраля 2021,, 16:44

Published 24 февраля 2021,, 16:44

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Знания как жертва танкового биатлона

24 февраля 2021, 16:44
Госдума, игнорируя все петиции и возражения, вводит лицензирование просветительской деятельности с целью зачистить ее от «соросовщины».

Госдума завершает работу над скандальным законопроектом о лицензировании просветительской деятельности, который, как ожидается, окончательно будет принят депутатами уже в начале марта. Несмотря на многочисленные возражения со стороны научного и экспертного сообщества, профильный комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал законопроект к принятию во втором чтении.

Против принятия закона активно выступали члены президиума РАН, также известно об обращении к президенту по поводу новых норм более 600 деятелей культуры. Помимо этого, собраны подписи свыше 225 тысяч человек под петицией с требованием снять законопроект с рассмотрения Госдумы. Однако думский профильный комитет фактически проигнорировал все претензии противников будущего закона. Сам же законопроект при его доработке не претерпел существенных изменений.

Следует отметить, что само принятие Госдумой такого закона является частью набирающей обороты кампании по борьбе с иностранным вмешательством в российские дела. При этом новые нормы о просветительской деятельности по большому счету носят декларативный характер, а вот установление конкретных правил и контроль в этой сфере полностью отдается на откуп правительству.

Напомним, установить контроль за просветителями предложили в ноябре прошлого года группа сенаторов и депутатов во главе с Андреем Климовым и Василием Пискаревым. С их подачи в российском законодательстве впервые появится определение просветительской деятельности, под которой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение «знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Особо оговаривается запрет на использование просветительской деятельности для разжигания любой розни, а также «для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ».

В свою очередь, Минобрнауки и Минпросвещения обзаведутся полномочиями по лицензированию просветительских проектов. Особое внимание также предлагается уделить взаимодействию образовательных и научных организаций с их иностранными коллегами, что усложнит практику заключения договоров о международном сотрудничестве. Так, например, вузы будут обязаны получать заключения для подписания соглашений о таком сотрудничестве от уполномоченных федеральных органов.

В Госдуме заявляют, что это позволит предотвратить «негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс». Ко второму чтению в профильном комитете уточнили, для федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении госорганов, такие заключения будут выдаваться соответствующими органами. Еще одной поправкой предлагается уточнить, что просветительскую деятельность вправе осуществлять органы госвласти и иные госорганы, а также муниципалитеты и уполномоченные ими организации (в первом чтении говорилось о физлицах, индивидуальных предпринимателях и (или) юрлицах при соблюдении соответствующих требований).

Поправки депутата Госдумы от КПРФ Олега Смолина сузить будущий закон до ограничения иностранного влияния в сфере образования были отклонены. Между тем, при обсуждении законопроекта в первом чтении он призывал не вводить новые запреты. «Фактически (новым законом) нам предлагают выступить в роли душителей просвещения. Чтобы этого не произошло, надо либо написать отдельный закон о просветительской деятельности, либо соответственно назвать принимаемый закон законом об ограничении иностранного влияния в образовании — тогда его можно будет обсуждать», — говорил Смолин. Похожие возражения высказывали и в ЛДПР.

Однако глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов утверждает, что главная цель нового закона — зачистить российскую систему образования от «соросовщины». «Мы на войне, а если мы в условиях войны, то должны понимать, что, когда с нами играют в танковый биатлон, нельзя играть в бирюльки… Этот законопроект не об учителях и не об обществе „Знание“… Речь идет о „соросовщине“, о том, что есть огромное количество просветительских программ, которые реализуются большим количеством разных образовательных и не образовательных организаций просто на западные деньги. К чему это приводит, мы видели на Украине, где в течение двадцати лет вырастили поколение людей, которые убивают русских за то, что они говорят по-русски, при этом являясь русскими», — заявлял Никонов.

Так что с принятием нового закона главным «просветителем» в России станет само государство. Основные же пропагандистские усилия со стороны властей будут, как ожидается, сосредоточены на таких направлениях, как недопущение дискредитации внутренней и внешней госполитики и подрыва конституционного строя, а также «пересмотра истории», особенно в том, что касается Великой Отечественной войны.

Елена Земскова