Posted 3 сентября 2021,, 08:33

Published 3 сентября 2021,, 08:33

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

В Верховный суд подан иск к ФСБ с требованием рассекретить фамилии осужденных за репрессии сотрудников НКВД

3 сентября 2021, 08:33

В Верховный суд России (ВС) подан иск об отмене отдельных положений президентского указа 1995 года о гостайне и схожего приказа ФСБ. Подавший иск исследователь архивов и автор книги о сталинских репрессиях «Спасская красавица» Сергей Прудовский считает, что эти документы позволяют ФСБ засекречивать в архивных документах фамилии сотрудников НКВД, которых, по его мнению, нельзя считать российскими контрразведчиками.

Как пишет «Коммерсант», Прудовский занимается изучением «харбинской операции»: в 1930-х годах Япония оккупировала Маньчжурию, после чего советские власти эвакуировали жителей Харбина и специалистов, работавших на Китайско-Восточной железной дороге. В сентябре 1937 года руководство НКВД с одобрения Политбюро ЦК ВКП (б) издало приказ № 00593 — об аресте «кавэжэдэшников» и «харбинцев» как японских шпионов. Речь шла о 25 тыс. человек, но в итоге было арестовано 32,7 тыс. и 21 тыс. человек были расстреляны.

Прудовский запросил у ФСБ архивно-уголовное дело одной из жертв «харбинской операции» — Татьяны Кулик. В полученных им документах были вымараны фамилии, должности и подписи сотрудников НКВД. Прудовский обратился в Мосгорсуд с требованием к ФСБ раскрыть эти данные. Но в суде представители ФСБ заявили, что эта информация касается «принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов безопасности» и подпадает под понятие гостайны. Суд встал на сторону ФСБ и отказал Прудовскому. Он с этим решением не согласен: «Получается, просто приравняли НКВД к ФСБ. Но по нашему мнению, эти нормативно-правовые акты должны распространяться только лишь на сотрудников российских служб безопасности, а не на лиц, служивших в другом органе и в другой стране — СССР».

Прудовский подчеркнул, что Кулик была признана жертвой репрессий, а вот сотрудники НКВД, которые активно себя проявили во время «харбинской операции», позднее были осуждены за пытки и фабрикацию дел, расстреляны, а в 2015 году признаны не подлежащими реабилитации.

В итоге историк подал иск в ВС. В нем оспариваются пункты положения президентского указа и приказа ФСБ, на которые в суде ссылались сотрудники спецслужб. Прудовский уверен, что эти документы противоречат статье 7 закона «О государственной тайне», которая запрещает засекречивать сведения о нарушении законности госорганами и их должностными лицами, а также о нарушении прав человека. Истец напоминает и о законе от 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», где закреплено «осуждение» советского террора. По словам Прудовского, фамилии «активистов» из НКВД ему известны из других источников, но в суд он обратился из принципиальных соображений: «Возмущает, что произвольно трактуются законы и от общественности скрываются фамилии палачей, которые были признаны виновными».