Posted 7 октября 2021,, 12:24

Published 7 октября 2021,, 12:24

Modified 1 февраля, 15:41

Updated 1 февраля, 15:41

Российские адвокаты напоминают о нарушении своих прав и продолжении обвинительного уклона

7 октября 2021, 12:24

В российском правосудии продолжается обвинительный уклон, и права защиты постоянно нарушаются. Такое мнение высказали на пресс-конференции в «Росбалте» несколько известных российских адвокатов.

Как отметила член совета Федеральной палаты адвокатов Татьяна Проценко, проблема равных прав между адвокатами и их процессуальными оппонентами очень давняя, и с годами она не решается. Оправдательных приговоров выносится менее 0,5%, и из года в год их все меньше.

«Адвокат в уголовном процессе не в равном положении с государственным обвинителем, — рассказала Проценко. — Множество его ходатайств не удовлетворяются, отводятся вопросы. Незаконно оглашаются показания свидетелей, которые на процесс не пришли, и у защиты нет возможностей им задать вопросы. На предварительном следствии ни о какой состязательности речи и быть не может».

«Правосудие продолжает носить обвинительный характер, — согласился с мнением коллеги президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев. — В СССР мы все-таки добивались результатов благодаря профессиональной подготовке, нас слышали судьи. Сегодня очевидно неуважительное отношение к адвокатам».

Мирзоев призвал «вернуть принцип объективной истины: установить, как было на самом деле». В сегодняшней судебной практике, как отметил адвокат, истиной признается то, что записал следователь.

«Суд превратился в продолжение правоохранительного органа. Он не стал чем-то отдельным. Не стал судом, — подчеркнул депутат Госдумы 6-го созыва Константин Лазарев, имеющий большой опыт работы адвокатом и следователем. — Судьи просто копируют обвинительное заключение, на доводы защиты остается один абзац. Суды находятся под очень сильной опекой правоохранительных органов, и нам нужно организационно-техническими методами выводить суды из-под этой опеки, дать им возможность свободно выносить приговоры».

Как отметил Лазарев, «возбуждение уголовных дел — эффективный способ решения экономических споров». «Там, где какая-то сторона проиграла спор в судах общей юрисдикции или арбитражных, она начинает догонять упущенное в уголовном процессе», — рассказал юрист.

Пример преследования коллеги привел краснодарский адвокат Геннадий Цымбал. Он поведал, что защищает адвоката Михаила Урвачева, обвиняемого в мошенничестве. Как отметил Цымбал, Урвачев страдает за то, что представлял в суде интересы физического лица. Сейчас, по словам Цымбала, процесс по делу Урвачева в Ленинском районном суде Краснодара объявили закрытым после того, как в суде появились журналисты.

Как рассказал адвокат Цымбал, за семь лет следствия и суда государственные органы не удосужились провести экспертизу якобы подписанных Урвачевым незаконных договоров. Теперь защита все же пригласила почерковедов, которые установили, что эта подпись не Урвачева. «Ждем, когда придет процессуальная очередь приобщить этот документ к делу. Сегодняшнее правоприменение и судейское усмотрение не дает возможности наполнять дело документами защиты. Защите не показывают гражданские дела, которые гособвинитель не хочет показывать в суде… Когда дело доходит до правоприменения, все могут закрыть глаза даже на указание Верховного суда», — высказал мнение адвокат.