Posted 3 мая 2022,, 10:39

Published 3 мая 2022,, 10:39

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«Мы отдаем себе отчет в том, что Голливуд не вернется»

3 мая 2022, 10:39
Ничто, кроме «большого» отечественного кино, прокатчиков не спасет, уверен эксперт Алексей Воронков.

Управляющий партнер киносети «Синема 5» Алексей Воронков утверждает, что в условиях западных санкций прокат индийских, корейских или китайских фильмов для России не окажется панацеей. По его мнению, хорошие российские фильмы, возможно, сделанные из сериалов, вернут зрителя в кинотеатры. Но случится это не раньше осени. Полностью беседу с Алексеем Воронковым можно послушать в подкасте «Включите звук».

— Вы входите в руководство Ассоциации владельцев кинотеатров, по данным которой, к середине апреля в России закрытыми оказались 36% кинозалов…

— Я вас поправлю: не закрылись, а не работали. Цифра эта плавающая. Кинотеатры закрывают кто половину своих залов, кто — треть. В каждом из этих залов не происходило хотя бы одного сеанса в день.

— Правильно ли я понимаю, что главная причина происходящего — это недостаток репертуара на ближайшие месяцы? И что с этим делать, никто не знает.

— Да. Не то чтобы никто не знает, что делать. Все просто пытаются в очень сжатых временных рамках найти решения. Не знаю, как другие сети, но мы отдаем себе отчет в том, что Голливуд не вернется. Мы на это не рассчитываем. Надо перестраивать модель работы. Сделать из кинотеатра что-то иное мне не представляется возможным. Там должно показывать кино, которое создано для большого экрана. Мы отдаем себе отчет, что в ближайшие 6-8 месяцев наша индустрия кинопроизводства что-то начнет поставлять. Таких хороших условий для российского кинопрома не было никогда. Нет конкуренции — снимай, печатай, запускай.

Вся наша киноиндустрия оказалась не готова к такому резкому обрыву. Я не могу сказать, что мы не в состоянии снимать кино. У нас были серьезные проекты, которые собирали денег больше, чем ленты знаковых голливудских студий. Вспомним «Холопа» или «Последнего богатыря».

— Почему тогда сейчас ваша Ассоциация говорит о необходимости решать вопрос в течение 30 дней, или потом будет нечего спасать?

— В последние годы мы просто привыкли, что снимается определенное количество наших хороших фильмов. Все они выходят, в основном, зимой. На лето российского кино исторически оставалось всегда очень мало. Если мы посмотрим на 2021 год, то в августе российского кино было 0%. За все лето доля российского кино составила всего лишь 3%. Мы понимали, что осенью-зимой у нас будет много картин. Летом мы расслаблялись, понимая, что закроем все голливудской продукцией.

Сейчас все очень быстро произошло. Грубо говоря, ушел прилив, а мы к этому оказались не готовы. Если рассматривать долгосрочные перспективы, то понятно, что через полгода-год мы научимся жить в этих условиях. Потихоньку будем развиваться, что-то делать. Основная проблема для кинотеатров сейчас — как прожить ближайшие шесть месяцев: где брать контент, где зарабатывать, как удержаться на плаву, пока не появятся большие российские проекты. Сейчас никто не говорит о каких-то прибылях.

— На ваш взгляд, отечественный кинопром сможет обеспечить если не голливудское качество, то количество, так, чтобы прокатчики смогли работать хотя бы не в убыток себе?

— Если рассматривать следующий год, то это вполне возможно, потому что снимается много. Если посмотреть качество наших сериалов, которые выходят в онлайн-видеосервисах, то оно вполне достойное. На этом можно развиваться.

История с повторным прокатом фильмов, которые были сняты в 1990-е, выглядит так. Например, связка «Брата» и «Брата-2» собрала 100 миллионов рублей. По России — это уровень средненького иностранного кино. Это не «Марвелл» в 2 миллиарда рублей и не «Движение вверх» — 3 миллиарда сборов. Если мы раньше имели 10-20 блокбастеров в год, то все остальное время мы прокатывали фильмы на 100 миллионов.

При этом «Брат» — это единичная история, когда вся Россия собрала такие деньги. Весь остальной повторный прокат, возможно, закроет 6-7% потребностей. Не больше.

— Есть эксперты, которые считают, что есть альтернатива Голливуду в виде индийского кино. Плюс Китай и Южная Корея.

Об индийском кино у нас сейчас очень часто говорят. Оно у нас не работает, хотя показывается в России. Последние три года индийское кино присутствует в нашей стране. Если взять последний такой фильм — «RRR», то в Америке он попал в ТОП-3 (собрав на наши деньги 10 миллиардов рублей). У нас — на 99% меньше — 1,8 миллиона рублей.

Возможно, это совпадение, но если учесть количество проживающих индийцев в США и в России, то разница будет тоже 99%. Там проживает 3,5 миллиона индийцев, у нас — 15 тысяч, по данным на 2017 год.

Корейское кино мы в России показываем. Последняя нашумевшая оскаровская история — это «Паразиты». Его посмотрели, но это тоже не «вау». Переориентировать нашего зрителя на российский контент намного перспективнее, чем на индийский, китайский, иранский, пакистанский или корейский. Это все будет оставаться нишевыми историями, которые занимают 2-3%. Ничто, кроме большого отечественного кино, нас не спасет.

Я даже больше верю в историю о неких совместных стартах со стриминговыми платформами. В кинотеатрах будут выходить новые ленты (может быть, сделанные из сериалов), а через месяц выкладываться на платформах. Эта история более живая, чем китайское или индийское кино.

— Какую помощь надеется получить киноиндустрия от государства?

Давайте вернемся назад, в период жестких ковидных ограничений. Пандемия была жестче. Кинотеатры в 2020 году закрылись 25 марта. Первые открылись в начале августа. В двух-трех городах. Второй эшелон стартовал в сентябре, третий — в ноябре, в Краснодаре залы открыли, если мне память не изменяет, 31 декабря.

Практически все кинотеатры в тот период выжили, потому что в апреле пришли субсидии на зарплаты, летом пошла господдержка 2.0, которая была направлена на сохранение численности сотрудников малого и среднего бизнеса. Все брали кредиты, которые потом списывались, если вы сохранили количество работающих людей. К декабрю пришла субсидия от Фонда кино. Эти три финансовых вливания позволили 99% кинотеатров удержаться. В 2021 году у нас пошел хороший рост.

Сейчас я не вижу каких-то других рычагов, кроме прямых финансовых вливаний и субсидий, для того чтобы просто дождаться осени. Большая часть кинопрокатчиков понимают, что надеяться сегодня на возвращение Голливуда не стоит.

Беседовал Петр Годлевский