Posted 17 июня 2022,, 17:00

Published 17 июня 2022,, 17:00

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Выручит ли Индия Россию с нефтью?

17 июня 2022, 17:00
Разворот энергетических потоков на Восток становится для Москвы все более важной задачей, особенно после вступления в силу европейских санкций.

По итогам мая Россия стала вторым по величине экспортером нефти в Индию — третью экономику мира, если считать ВВП по паритету покупательной способности. С формальной точки зрения это можно рассматривать как определенный успех в деле быстрой переориентации российских нефтяных потоков. Однако при детальном рассмотрении все оказывается не так просто.

Для начала цифры. По данным Reuters, экспорт российской нефти в Индию за май составил 819 тыс. баррелей в сутки (около 25 млн баррелей в месяц). Это действительно впечатляющий скачок — почти в три раза по сравнению с апрельскими показателями (277 тыс. баррелей в сутки).

Дело в том, что нынешнее индийское правительство во главе с премьер-министром Нарендрой Моди, судя по его последним шагам, намеренно получить максимум выгоды от политической и экономической конъюнктуры, сложившейся на сегодняшний день в мире, в том числе, после начала российской военной операции на Украине. Как известно, западные санкции в отношении нефтяного экспорта заставили Москву в срочном порядке искать альтернативы европейским покупателям российских энергоресурсов, прежде всего в Азии.

В первую очередь, все взгляды устремились на Пекин. Конечно, даже несмотря на то, что китайская экономика находится не в лучшем состоянии из-за очередной вспышки коронавируса в крупнейших городах страны, ее потребности в ресурсах по-прежнему огромны. Однако Китай ограничен в возможностях серьезно нарастить импорт российской нефти, с какими бы скидками сейчас ее не предлагали. Прежде всего, это связанно с тем, что КНР связана долгосрочными контрактами с другими поставщиками нефти — Саудовской Аравией, Соединенными Штатами, а также Ираном, у которого китайцы в силу того, что это тоже подсанкционная страна, закупают нефть с не меньшим (а то и большим) дисконтом, чем тот, на который готова пойти Россия.

Кроме того, российская нефть продолжает поставляться в Китай по ранее заключенным контрактам. Увеличить ее прокачку по имеющимся трубопроводам технически затруднительно.

Мировые СМИ отмечают, что в апреле российский нефтяной экспорт в Китай по сравнению с мартом в физическом выражении увеличился всего на 4%. Правда, это было компенсировано за счет огромного скачка нефтяных цен, в результате чего в денежном выражении прирост составил почти 60%, достигнув 4,79 млрд долларов.

Что касается Индии, то до недавнего времени российские поставки нефти туда были не сопоставимы с экспортом в Китай. Как было отмечено, еще пару месяцев назад Москва отгружала индийским потребителям всего 277 тыс. баррелей в сутки, в то время как в КНР отправлялось 1,1 млн баррелей в сутки. Однако сегодня, как видим, Дели начинает подтягиваться к Пекину.

Конъюнктура нефтяных цен пока благоволит России (хотя в пятницу стоимость барреля впервые со 2 июня опустилась ниже 115 долларов). Вопрос в том, сможет ли Москва получить все выгоды от такого стечения факторов? Очевидно, что чем-то придется жертвовать, ведь стремясь потеснить конкурентов на том же индийском рынке, РФ сильно демпингует.

Не стоит также забывать, что поставки российской нефти в Индию осуществляются танкерами, в основном из портов на Балтийском море, что существенно увеличивает расходы на логистику. Кроме того, по сообщению источников Reuters, из-за санкций поставки могут идти не прямо, а через посредников, что также неизбежно будет снижать маржу.

О том, сможет ли наращивание экспорта российской нефти в Индию компенсировать потери на основном для РФ рынке энергоносителей — европейском, сказать сейчас сложно не только в силу крайней турбулентности ситуации и неясности перспектив, но также из-за почти полного закрытия российской экономической статистики на эту тему.

Например, подробные данные по внешней торговле России за прошлый год на сайте Росстата либо отсутствуют, либо приводятся в самом общем виде. По нефти есть лишь информация, что ее было продано за 2021 год на 110 млрд долларов.

Какие-то актуальные данные можно попытаться рассчитать на основе более ранних публикаций Росстата. Так, подробная информация по экспорту есть в справочнике российского статистического ведомства за уже далекий теперь 2016 год. К которому, надо отметить, о повороте российской торговли на Восток много говорили уже два года. Однако объемы торговли РФ с Европой и Китаем-Индией тогда отличались самым разительным образом. На страны Евросоюза в тот год пришлось более 130 млрд долларов российского экспорта (понятно, по большей части сырьевого), в то время как на Китай — только 28 млрд долларов, а на Индию — всего 5,3 млрд долларов. Причем не стоит забывать, что российские поставки в Индию традиционно включали в себя не только энергоресурсы, но и продукцию ВПК.

Вполне вероятно, что по итогам 2022 года показатели российского энергетического экспорта сильно вырастут с учетом резкого взлета цен на нефть в этом году. Со стороны западных политиков звучат заявления, что только за два месяца российской спецоперации на Украине Европа заплатила за российские нефть и газ 44 млрд евро. Из этого можно сделать вывод, что за год эта сумма может составить более 200 млрд евро. Однако в следующем году, с учетом принятого шестого пакета санкций прибыли вполне могут резко пойти вниз.

Насколько сможет компенсировать это падение та же Индия? Если представить, что российский нефтяной экспорт в эту страну будет находится на том же уровне, что и в мае текущего года, то, конечно, это сгладит эффект от потерь на европейском рынке. Но, учитывая все названные выше обстоятельства, полностью компенсировать их вряд ли сможет.

Александр Желенин