Posted 11 сентября 2020,, 16:32

Published 11 сентября 2020,, 16:32

Modified 30 марта, 13:24

Updated 30 марта, 13:24

«Охота на ведьм еще только начинается»

11 сентября 2020, 16:32
Новый регламент для фильмов, разработанный в Голливуде, — симптом очень опасной болезни, уверен историк кино Алексей Дунаевский.

Американская Киноакадемия обнародовала критерии, которым с 2024 года должны соответствовать фильмы, претендующие на победу в номинации «Лучший фильм» премии «Оскар».

Для победы теперь необходимо не просто снять выдающуюся ленту, а отдать, например, главную роль «цветному», плюс посвятить фильм проблемам меньшинств. Есть и другие варианты: можно пригласить на 30% второстепенных ролей женщин, а вакансии двух руководителей на съемочной площадке заполнить представителями ЛГТБ сообщества.

Киноакадемия разработала регламент, из которого создатели фильма должны будут по своему усмотрению выбрать два обязательных критерия, если они хотят побороться за «Оскар» в самой престижной номинации.

О том, к чему приведут такие нововведения, в интервью обозревателю «Росбалта» рассказал историк кино и член Союза кинематографистов Алексей Дунаевский.

— Алексей, наверняка я не буду оригинальным с просьбой прокомментировать ситуацию с последними громкими новостями из Голливуда…

— Я считаю, что ничто не может продолжаться вечно. «Оскару» скоро стукнет сто лет. «Дядюшка Оскар» впал в маразм. Это совершенно естественная вещь для организации, которая подходит к своему столетию.

Не могла она вечно быть консервативной, не изменяющейся десятилетиями в плане своих вкусов и предпочтений. Она все-таки стала отражать новомодные тенденции в американской культуре. Назовем их условно — развитие комплекса вины в американском обществе. Не только перед черным меньшинством, но и перед всеми остальными меньшинствами.

Конечно, можно долго смеяться над этим. Хотя я считаю, что политкорректность возникла не вчера, и рано или поздно она должна была принять ту форму, которая сегодня нас ошарашивает.

Нас сегодня пугают 2024 годом. С одной стороны, кто-то хочет видеть, что к этому времени Америка одумается и откажется от сегодняшнего регламента, который она придумала сама для себя. А некоторым кажется, что хуже, чем сегодня уже быть не может (я имею в виду беспорядки в американских городах). Но опять же подчеркну: все к этому шло.

Но чем, на ваш взгляд, тогда вызван столь болезненный интерес к этой теме в других странах? Например, в России? Из-за чего люди так переживают?

— Переживают, на мой взгляд, из-за глобализма. Всем кажется, что Америка и Европа попытаются подчинить нас каким-то тенденциям, свойственным в глазах России исключительно для западного общества. Все боятся, что нам их обязательно навяжут, а если мы будем сопротивляться, то российские фильмы вообще не будут участвовать ни в каких конкурсах и крупнейших кинофестивалях.

Например, возьмем гендерный вопрос. На примере фестиваля в Берлине видно, как менялся регламент в отношении женщин — режиссеров, операторов и авторов сценария. Не говоря уже о том, что женщины должны исполнять главные роли, а фильмы, где они отданы мужчинам, должны быть, так или иначе, посвящены проблемам прекрасной половины человечества.

Такие моменты пугающе воздействуют на российское общество, которое всех этих проблем — харрасмент, домогательства, сексизм — у себя на территории не усматривает.

Я как преподаватель читаю сочинения студентов, посвященные вопросам гендера и женского неравноправия. Такое впечатление, что мы в Индии живем, а не в России, где этих проблем я просто не вижу. Нас подчиняет окружающая действительность. Мы начинаем изображать из себя людей, которые идут нога в ногу с этими тенденциями.

— Могу себе представить, как сейчас феминистки обрушатся на вас, прочитав, что вы не замечаете вокруг этих проблем…

— Да, я не замечаю этих проблем. Их существование навязано мне западными мыслителями. Что касается американцев, я хочу их покритиковать, потому что они со своей проблематикой дошли до шовинизма.

Привожу яркий пример «Оскара» прошлого года. Отвечая на вопрос, а где же, собственно говоря, цветные среди номинантов, академики отвечали: «А как же Бандерас?». Им говорят: «Он же испанец!». «Все равно цветной», — отвечают представители киноакадемии.

Если у сценаристов есть капелька здравого смысла, то они скоро будут вводить белого актера на главную роль, но говорить, что все-таки его прабабушка была родом с Мартиники. И он вообще из креолов…

Пройдет много времени и скажут, что весь этот идиотизм поднял сценарную практику на очень высокий уровень. Потому что стали обходить стороной этот регламент, и придумывать восхитительные сценарные ходы.

Помните кодекс Уилла Хейса, который действовал десятилетиями в американском кино? Он запрещал поцелуи и любовные сцены. Операторы, режиссеры и актеры находили сногсшибательные способы обойти кодекс Хейса. Так будет и сейчас, я надеюсь.

— Мне сразу вспомнились фильмы Хичкока, который приводил людей в состояние шока своими лентами, хотя снимал их в очень жестких рамках запретов. Алексей, если описывать историю Голливуда по принципу маятника, то сегодня «фабрика грез» оказалась уже в какой-то крайней точке?

— На мой взгляд, этот момент еще не пройден. «Охота на ведьм» еще только начинается. Хичкок, упомянутый вами, очень скоро будет запрещен на территории США и других стран. Вовсе не потому, что он приставал к своим платиновым блондинкам. Обратят внимание на то, как жестко и жестоко порой Хичкок работал с актрисой. Это ему припомнят и объявят его вне закона. Сегодня же очень любят предъявлять обвинения через пятьдесят лет.

Сейчас режиссеры будут выводиться из цеха, начнутся поражения в правах, их будут лишать профессии. И не только режиссеров, но и представителей самых разных киноспециальностей. Эти проявления уже имеют место не только в США. Возьмем хотя бы дело южнокорейского режиссера Ким Ки Дука, который выдерживал судебные процессы один за другим.

Так что «охота на ведьм» еще впереди. Я думаю, что с развитием движения #MeToo в Голливуде начнутся поражения в правах. Посадили очень немногих — Америка страна адвокатов. Найдут другую форму мести мужчинам за те преступления, которые они совершали или не совершали много лет назад. Я в этом уверен.

Может показаться, что я рисую все в черных тонах, но это не смешно, когда в США основанием для увольнения может стать тот факт, что сослуживец заплатил за женщину в ресторане.

— И все-таки: объявленный киноакадемией регламент станет новым краеугольным камнем для американского кинематографа?

— Конечно, поначалу все начнут пытаться обходить этот регламент, но затем будут из потока вырывать фильмы, лишать их проката и бичевать в средствах массовой информации. Не все, но какой-нибудь один — чтобы другим неповадно было.

Причем не удивлюсь, что их будет запрещать не какая-то скрытая американская цензура. Официально ее нет. Но Ассоциация американских кинопрокатчиков давным-давно выполняет эту миссию. И очень даже неплохо, в рамках конкуренции, извлекать из потока какой-то один фильм. А через какое-то время можно будет наказать картину, произведенную каким-то другим голливудским мейджером. Затем тучи будут сгущаться и таких «наказанных» фильмов станет много. И так будет до тех пор, пока Штаты не расстанутся с модой на этот процесс.

Я все-таки уверен, что это явление можно причислить к модному. Надеюсь очень сильно, что Америка разочаруется в том, что сама и учредила, когда над ней начнут смеяться. В Европе, например.

США очень чутко реагируют, если Европа начинает над ней смеяться. Для американцев до сих пор все европейцы — интеллектуалы, которые обладают вкусом, которого у них нет. Если на всех крупнейших кинофестивалях и кинорынках будет раздаваться хохот, то Америка поймет, что так дальше нельзя.

Приведу такой пример. На Берлинском кинофестивале был введен следующий регламент: все женщины-знаменитости должны быть одеты в черные платья. В знак траура по фактам домогательств. Женщины оделись во все что угодно, только не в черное. Показали все-таки американцам, что Европа способна сопротивляться.

— Интересный факт. Впервые слышу о нем. Спасибо, Алексей, за ваши оценки. Признаюсь, что поддался сегодняшней моде обсуждать ситуацию в Голливуде, но проблема явно гораздо шире, нежели аспекты будущего регламента премии «Оскар»…

— Поддерживаю вас в том, что это проблема, над которой нельзя просто смеяться. Она более сложная. Я считаю, что мы все вместе переживем эти завихрения, как переживали антикоммунизм, «охоту на ведьм», Карибский кризис и все остальное, что было страшнее сегодняшних выходок. Позитива тоже достаточно много. Задумываясь, чем дело закончится, давайте сосредоточимся на том, что все эти «болезни» мы переживали и излечивались.

Беседовал Петр Годлевский